Публикации
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира»
Автор: Труфанова Лариса Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира»
Автор: Труфанова Лариса Анатольевна
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира»Труфанова Лариса Анатольевна,МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30», города Старый Оскол,Белгородской области Проблема активности учащихся, их интереса к предмету уже давно стало актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это-технология исследовательских проектов, которая предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Мой опыт является актуальным и перспективным, так как он способен решить или приблизить к решению противоречий : - между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе начального образования;- социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к учебно-исследовательской деятельности и сложившимися способами организации данного процесса;- интенсивным развитием творческой сферы, наличием субъективных ресурсов в младшем школьном возрасте и невостребованностью этих новообразований возраста. Ведущая педагогическая идея опыта – создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирования исследовательских умений и навыков с опорой на исследовательскую деятельность школьниковЦелью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческих способностей учащихся в учебно-познавательной деятельности при изучении окружающего мира посредством исследовательского метода. Задачисоздание условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;использование приемов, методов, направленных на развитие творческих способностей детей.введение в педагогическую практику оптимальных методов, приемов, форм и средств с учетом индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся. Содержание предметов естественнонаучного цикла позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, находить закономерности развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой и неживой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовали комплекс методов исследования: аналитические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, типовых программ и учебников для начальной школы, практического педагогического опыта); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, педагогические и игровые ситуации); методы экспертных оценок, моделирования; педагогический эксперимент; методы статистической и графической обработки экспериментальных данных. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников включает следующие этапы: На 1 этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. 2 этап включает работу над мини-проектами в рамках учебных предметов, на занятиях научного общества учащихся начальных классов. Методами исследования являются: анализ учебной литературы, прогнозирование, эксперимент и другие. Педагогическим средством выступают разноуровневые исследовательские задачи: задачи на объяснение какого-либо явления, задачи на установление причинно-следственных связей и другие. На 3 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экологическое исследование, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или группе учащихся (от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый школьник, приступая к исследовательской деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта. Одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимися младших классов, интересующихся предметом, является исследовательская деятельность. Такая активная форма деятельности позволяет ученику, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приращении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками (Приложение ). При использовании данных исследований учащимися расширяется их кругозор, развиваются творческие способности наиболее заинтересованных, а также происходит активное включение в процесс самореализации и саморазвития.Исследовательская работа обязательно включает изучение теории, то есть прежде чем приступить к какой-то исследовательской работе, учащийся прорабатывает научную литературу для того, чтобы подготовиться к проведению исследования, познакомиться, что сделано в этой области до него. Основными формами исследовательской деятельности является непосредственное наблюдение за природными объектами, выполнение определенных экспериментов. Составление отчетов о работе развивает умения анализировать, делать выводы. Последний этап - представление или отчёт.