Публикации
Интеллектуальное и творческое развитие младших школьников посредством проектной и исследовательской деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интеллектуальное и творческое развитие младших школьников посредством проектной и исследовательской деятельности
Автор: Антонина Анатольевна Лебедева Виолетта Николаевна Краснокутская
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интеллектуальное и творческое развитие младших школьников посредством проектной и исследовательской деятельности
Автор: Антонина Анатольевна Лебедева Виолетта Николаевна Краснокутская
Интеллектуальное и творческое развитие младших школьников посредством проектной и исследовательской деятельностиОбразовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ребенку должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно – исследовательская деятельность. Главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально – значимой проблемы. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» -говорили древние греки» - У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.- Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления о мире.- «Исследовательское обучение» - подход к обучению, построенный на основе стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.- Проявить дарование поможет умелое руководство взрослого.Условия современного общества требуют от каждого человека- умения быть самостоятельным.- решать различные проблемы, значит:- уметь ставить цель и добиваться ее,- правильно планировать и организовывать свою деятельностьТаким образом, важнейшей задачей образования является-подготовка ребенка к исследовательской деятельности – обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решениемПредполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведенияТак что же такое проектная деятельность?Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.Непременным условием проектной деятельности является- наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапов проектирования:1. выработка концепции, 2. определение целей и задач проекта, 3. доступных и оптимальных ресурсов деятельности, 4. создание плана, программ, 5. организация деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).Исследовательская деятельность -организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.Формирование исследовательской деятельности1 этап: (1 класс)- поддержание исследовательской активности- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать- формирование первоначальных представлений о деятельности исследований2 этап: 2 класс:- приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя- развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать . формулировать результаты исследования- поддержание инициативы, активности, самостоятельности3 этап: (3 – 4 классы)- Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности.Так в чем же отличиепроектной деятельности и исследовательской? Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование. Этапы работы:Исследование :- Постановка проблемы- Изучение теории- Подбор методик исследования- Сбор материала, его анализ, обобщение- Научный комментарий- Собственные выводыПроект :- Постановка проблемы- Выработка концепции (гипотезы)- Определение целей и задач проекта- Создание плана- Организация деятельности по реализации проектаРоль родителей в проектно – исследовательской деятельности ребёнка огромна.При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта, помощь в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности. На этапе погружения в проект родители помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе моделирования или иформационно- поикового – наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта. Совместная проектно – исследовательская деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.В науке главной целью исследовательской деятельности является производство новых знаний,а в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).В начальных классах учащиеся только начинают учиться работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Вот некоторые проекты учащихся.В заключении моего выступления хочется сказать следующее Исследовательская и проектная деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе.Пусть исследуют!Пусть открывают!Список литературы:Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М: Просвещение, 2008. - 150 с. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности/И.А.Зимняя, Е.А. Шашенкова .- Ижевск: ИЦПКПС, 2001.- 298с. Погорелова, Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе: Учебное пособие/Н.А. Погорелова. -Свердловск: Свердл. пединститут, 2003. - 56 с. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.- М., 2011.- 42 с.