Публикации Психологический тренинг для родителей воспитывающих детей с дефицитом внимания и гиперактивностью, как средство релаксации и позитивного формирования детско - родительских отношений

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологический тренинг для родителей воспитывающих детей с дефицитом внимания и гиперактивностью, как средство релаксации и позитивного формирования детско - родительских отношений
Автор: Васильева Юлия Владимировна

Психологический тренинг «Иди вперед, не оглядывайся назад, знай я с тобой!»для родителей воспитывающих детей с дефицитом внимания и гиперактивностью, как средство релаксации и позитивного формирования детско-родительских отношенийЦель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.Задачи:1. Совершенствовать умение родителей согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;2. Способствовать снижению эмоционального напряжения между родителями и детьми;3. Овладение родителями приемами взаимодействия с собственным ребенком.Длительность тренинга: 25-30 минут.Материалы и оборудование: лепестки цветка, магнитная доска, цветные карандаши, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4 части), лента, детские сказки.Ход тренингаВступлениеПедагог: «Добрый вечер уважаемые родители! Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг под названием «Иди вперед, не оглядывайся назад, знай я с тобой!» Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, дружеском кругу.Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов? Именно об этом мы сегодня и поговорим.Предлагаю Вам, поучаствовать в играх, где мы порассуждаем, попробуем встать на место своего ребенка. Я надеюсь, что вы еще лучше станете понимать своего ребенка, еще более трепетно начнете относиться к его переживаниям, научитесь еще больше понимать интересы и желания друг друга.Итак, начнем наш тренинг с приветствия друг друга. Разминка «Подари улыбку»Родители становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.Данное упражнение способствует снятию психологических барьеров, присутствующих в общении, установлению эмоционального контакта.Основная частьУпражнение «Слово – ассоциация»Педагог: «Сейчас уважаемые родители, мы с Вами выполним небольшое задание, которое поможет настроиться на совместную работу».Всем родителям в качестве разминки предлагается подобрать к слову «мороженое» слово – ассоциацию (например, «жара»). Далее к слову «жара» – «море».Далее педагог начинает игру, произнося слово «семья», рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.Упражнение «Цветок» Педагог: «Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, а в нашем случае к собственному ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? (Родители делятся вариантам ласкового обращения к ребенку) Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».Родителям раздаются карандаши и бумажные лепестки.Педагог: «Предлагаю каждому родителю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества (2-3).После того как родители завершили работу все лепестки прикрепляются к сердцевине цветка и подводится итог.Педагог: «Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка!»Рефлексия:- Было трудно?- Какие ощущения и эмоции вызвало у Вас это упражнение?- Легко ли Вам было заполнять? Почему?Упражнение «Как тебе лучше?»Педагог: «Дорогие родители, предлагаю Вам объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте». Родителям предлагаются карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движение своего напарника - «ребенка».Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение словами:Сначала он произносит первую группу слов: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю»;Затем вторую: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься»;И последнюю: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».После выполнения делается вывод и обсуждения.Педагог: «Выполняя упражнение, каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя. Как вы себя чувствовали при выполнении задания? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал? Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли?»Родители обсуждают свои чувства, делятся эмоциями, впечатлениями.Упражнение «Чтение сказки»Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком и при беседе с ним, и при чтении художественной литературы и во многих других моментах.Педагог: «Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми».Трем родителям предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй - лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает сказку эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.После прочтения предлагается педагог предлагает родителям ответить на вопросы: Что Вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Педагог: «Также происходит и при общении с нашими детьми».Упражнение «Чего хотят дети?»Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.Педагог: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите свои мысли одной фразой». Для этого участники разбиваются на 4 группы и записывают свои ответы на розданных им частях сердцах. Затем педагог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делать общий вывод, используя фразу «Чего на самом деле хотят дети», которую следует продолжить, перечисляя слова, написанные в сердце – это много любви, тепла и ласки».Заключительная часть.Педагог: «Вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он, уважаемые родители, помог вам в воспитании ваших детей, в понимании друг друга, помог в содействии всестороннего развития вашего ребенка. Я очень надеюсь, что сегодня вы многое узнали и многое открылось для вас с дугой стороны. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой- радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Педагог: «Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо».Рефлексия участников тренинга.