Публикации Методы определения межличностных отношений

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы определения межличностных отношений
Автор: Тимонина Елена Гивиевна

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙТимонина Елена Гивиевнастудентка ТГПУ им. Л.Н.ТолстогоРоссия г. ТулаШелиспанская Эллада Владимировнаканд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ТГПУ им. Л.Н.ТолстогоРоссия г. ТулаАннотацияВ статье рассмотрены и кратко описаны методы и методики, дающие возможность раскрыть специфику межличностных отношений дошкольников.Ключевые слова: методы, методики, социометрия, наблюдение, эксперимент. В формировании личности ребенка межличностные отношения играют первенствующую роль. Актуальность и колоссальное значение заслуживает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками. В этом плане наиболее значимым является старший дошкольный возраст. В общении ребенка со сверстниками в это время зарождаются довольно сложные взаимоотношения, кардинальным образом воздействующие на развитие его личности. Как раз поэтому, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, ценно изучить эти отношения.В психологии есть конкретные методы и методики, дающие возможность раскрыть специфику межличностных отношений дошкольников. Данные методы можно формально поделить на объективные и субъективные. К объективным методам принадлежат те, что дают возможность зафиксировать внешнюю воспринимаемую картинку взаимодействия детей в группе сверстников. Данная картинка так или иначе показывает характер их взаимоотношений. Вместе с тем педагог устанавливает характерность поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает сравнительно объективную картину взаимоотношений дошкольников. В противоположность этому, субъективные методы ориентированы на обнаружение внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда сопряжены со свойствами его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы обычно имеют проективный характер.На фоне объективных методов, применяемых в группе дошкольников, самыми распространенными являются: - социометрия, - метод наблюдения, - метод проблемных ситуаций. В числе общепринятых методов, раскрывающих групповые межличностные отношения, является социометрический метод, представленный американским психиатром Дж. Морено (1958). Структура группы, обнаруженная посредством этого метода, обрела название социометрической структуры.Социометрия дифференцируется на параметрическую (ограниченное число выборов) и непараметрическую (неограниченное число выборов). Как правило по числу выборов, набранных каждым членом группы, выявляется его положение в социометрической структуре группы. Есть немало распространенных схем обработки результатов социометрического опроса: графические – социограммы, табличные – социоматрицы, статистические и аналитические – вычисление коэффициентов и индексов. Эти схемы обработки дают возможность произвести персональные и групповые социометрические индексы, описывающие единую социометрическую конфигурацию выборов в группе.Уровень популярности ребенка среди ровесников имеет важное значение. Как именно складываются отношения дошкольника в группе сверстников, будет зависит дальнейший ход его личного и социального развития. Уже в старшей группе детского сада имеются довольно устойчивые избирательные отношения. В группе сверстников дети начинают занимать не одинаковое положение: одни становятся предпочитаемыми, другие не очень. Позиция детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии определяют социометрическими методами. Это дает возможность определить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых обстоятельствах выполняет выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы. Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносят в специальный протокол (матрицу).Метод наблюдения необходим при первоначальной ориентировки в действительности детских отношений. Он дают возможность описать определенную картину взаимодействии детей, предоставляют много живых случаев, отображающих жизнь ребенка в естественной для него обстановке. При наблюдении надлежит акцентировать следующие признаки поведения детей: - инициативность – выражает стремление ребенка привлечь к себе внимание сверстника, склонить к совместной деятельности к проявлению отношение к себе и своим действиям, - чувствительность к влияниям сверстника – выражает стремление воспринять его действия и откликнуться на предложения. Восприимчивость выражается в взаимных действиях ребенка на обращение сверстника, в координирование личных действий с действиями другого, способность замечать настроения сверстника и приспособиться к нему, - преобладающий эмоциональный фон – отражается в эмоциональной окраске при сотрудничестве ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной. На тестируемых заводится протокол, в котором отмечается факт данных показателей и степень их выраженности. Фиксация поведения детей посредствам протокола позволит более верно выяснить характер отношения ребенка к сверстникам.В интересах изучения межличностных отношений можно организовать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет находиться перед неизбежностью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Похожие условия не являются легкими видами совместной деятельности, это - игры и действия рядом, в которых дети, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.Применение данных методик дает довольно обстоятельные представления не только о специфике поведения ребенка, но также допускает раскрыть психологические мотивы того или иного поведения, обращенного на сверстника. Эмоциональное и практически – действенное отношение раскрываются в этих методиках в нераздельной общности, что чрезвычайно важно для диагностики межличностных отношений. Методы, определяющие субъективные стороны отношения к другому. Данные методики можно поделить на две группы, в которых выделяются: - Положение ребенка в взаимоотношениях с окружающими, его направленность в социальной реальности. - Понимание другого и определенный характер отношения к нему. Направленность ребенка в социальной реальности и его социальный интеллект. Общая черта этих методик представлена тем, что ребенку предлагают конкретную проблемную ситуацию, предложенную в проективной форме. Возможно это будет фотография знакомого и доступного сюжета на картинках, в рассказах, незаконченных историях и пр. Где ребенку надо продолжить свою версию решения проблемы. Решение этих задач проектирует как интеллектуальные способности, так и представления себя на месте других героев и проекцию личного допустимого поведения в предоставленных условиях. «Понятливость», «Картинки». «Методика Рене Жиля» для обнаружения избирательных предпочтений детей. «Детский апперцептивный тест» может помочь при анализе не одно качество, а сразу структуру личности ребенка. Специфика восприятия сверстника и самосознание. К завершению дошкольного возраста у детей формируются явственные, относительно постоянные представления о самом себе. К тому же эти представления обладают не исключительно когнитивный, но и оценочный характер. К методикам, выявляющим общее отношение к себе ребенка и его вполне определенную самооценку, это методики «Лесенка», «Оцени себя». Для обнаружения душевных переживаний ребенка, его скрытого отношения к себе и окружающим в детской психологии массово применяют графические методы «Я и мой друг в детском саду». Проецирование своего внутреннего отношения к себе и окружающим 63 реализуется не только в графической, но и в вербальной форме «Рассказ о друге». Таким образом, изложенные методики необходимо применять в комплексе (не менее трех-четырех методик). Преимущественно ценно объединять объективные и субъективные методы. Большая часть из них предназначены для индивидуальной работы. Следовательно, диагностику правильнее осуществлять в отдельном помещении, где ничто не отвлекает ребенка. Обязательное требование к проведению всех диагностических процедур является доверительные и доброжелательные отношения.Список литературы1. Антонова, Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. / Т. В. Антонова // Дошкольное воспитание. – М.: Эксмо, 2009. – 125 с.2. Волков, Б. С. Дошкольная психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.3. Клименкова, О. Игра как азбука общения. / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 2009. – 15 с.4. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. / Т. Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 1997. – 176 с5. Романова, Е. С. Графические методы в психологической диагностике / Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. – М.: Дидакт, 1992. – 164 с.