Публикации
Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Иващенко Ольга Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Иващенко Ольга Юрьевна
Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.Россия — священная наша держава,Россия — любимая наша страна.Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена!Родина – это место, где человек родился, чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Родина – это место, где человек провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность. Защищать и любить Родину – это обязанность каждого человека. Каждый гражданин должен заботиться о её процветании, знать её историю. Соблюдать законы и выполнять определённые обязанности. Задачи воспитания дошкольников определяют необходимость ознакомления с окружающей действительностью. Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране. Познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. В этом периоде жизни, он «впитывает всё как губка», запоминая даже малейшие детали. С малых лет дети должны знать, что Россия – многонациональное государство, что все народы нашей страны равны. Они помогают друг другу в труде, вместе защищают наше государство от врагов и борются за мир во всём мире. Чтобы знания были доступны, начинать нужно с того что близко к жизни детей: дети с удовольствием слушают сказки, разных народов, мелодии песен, разучивают танцы. Иллюстрации прикладного искусства не только помогают наглядному восприятию и усвоению характерных особенностей труда и быта того или иного народа, но и расширять интересы детей, углублять чувства симпатии к народам разных национальностей. Большая роль в воспитании детей в данном направлении принадлежит ДОУ. Представляем вашему вниманию НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Россия-Родина моя!».НОД на тему: «Россия-Родина моя!»Задачи НОД:Образовательные: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с ценностями «России», «Родины»;формировать у детей представления о Родной стране и ее символах;Познакомить с гербом и флагом страны.Закрепить знания детей о России.Расширить и закрепить знания детей о растительном и животном мире родного края;Развивающие: Развивать внимание и память, дружеские взаимоотношения во время коллективной работы.Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы используя точный выразительный словарь. Развивать интерес к изучению своей страны, умение делать выводы.Воспитательные:Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительного отношения к своей Родине.Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.Организационный момент.В.: Здравствуйте! — Ты скажешь человеку.Здравствуй! — Улыбнется он в ответ.И, наверно, Не пойдет в больницу и аптекуИ здоровым будет много лет.В: Что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»?Дети: здоровьяВ: какие еще вежливее слова Вы знаете?Дети: Спасибо, пожалуйста, до свидания.В: Здравствуйте, маленькие россияне!В: Вы знаете, почему я так к вам обращаюсь?Дети: Потому что, мы живем в РоссииВ: Да, потому что всех, кто живет в России, называют Россиянами. В: Д/и: «Назови ласково» (с клубочком)Дети передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того как образовался круг, воспитатель говорит:- У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живем мы вместе, в детский сад ходим вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке, живем в одной стране.- Как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия)- Да, наша Родина – Россия.В: Давайте посмотрим на карту нашей страныподнимем руки высоко-высоко и покажем всему миру, какая у нас огромная Россия.В: Что вы можете рассказать о нашей стране Какая она?Дети: Большая, красивая….Воспитатель: Как и у каждой страны есть …. (показать)Дети правительство флаг, герб,…В: Наша страна имеет свой флаг герб ( дети рассматривают) .В: Флаг. Сколько цветов в нашем флаге?Ответы детейВ: Что означают эти цвета?Ответы детейВ: Правильно. Каждый цвет имеет свое значение: белый цвет означает мир синий — небо красный — огонь и отвагу (Ребята а что значит быть отважным?), любовь к родинеВ: Сегодня мы отправляемся в путешествие. Сядьте удобно, закройте глазки на счет «три» — открывайте: глазки. Посмотрите, мы оказались на лугу, где распустилось много цветов. Посмотрите какого они цвета?Дети: Синий, белый, красный.В: Давайте соберем из этих цветов флаг нишей страныДети СобираютВ: Молодцы ребята.Воспитатель: А сейчас посмотрите герб нашей страны. Герб у нашей страны вот такой. Посмотрите, что вы видите на гербе. (Рассматривание.) На нашем гербе мы видим птицу - это орёл, орёл с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина.В центре орлов - это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. - Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России.В: Еще у каждой страны есть свой гимн. Кто слышал гимн?В: Когда звучит гимн взрослые и дети должны вставатьВ: У Каждой страну есть свои президент. Кто знает, как зовут президента нашего государства?Ответы детейВ: у каждой страны есть своя столица,. Столица это главный город страныКакой город у нас самый главныйДети: столица России — Москва.В: А в каком городе мы живем?Дети: БелгоролВ: Белгород- это город, в котором мы живем, многие из вас в нем родились. Для многих из Вас он родной.В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру закончите предложения словом «Родина».Приехать, прибыть (куда?) на… Родину.Все люди гордятся своей … Родиной.Жить, работать (где?) на… Родине.Пролетать над… Родиной.Мы сегодня говорим о… Родине.В: Молодцы!В: Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то своё, очень-очень родное. Для многих людей символом России является белоствольная берёзка, потому что таких берёз, берёзовых рощ нет больше нигде в мире (показ слайда). - Ребята, давайте рассмотрим берёзку и скажем, какая она? (подбор слов-признаков).Похожа она на стройную девушку в белом сарафане. Это дерево - символ русского народа. О ней поют песни, пишут стихи, складывают сказки. Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Наши предки верили, что берёза может исполнять самые сокровенные желания. Нередко молодые девушки приносили берёзе угощения, садились около неё и обращались с просьбой исполнить самую заветную мечту. Ещё одним символом России является цветок. Отгадайте, какой? Стоит в лесу кудряшка- Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое?( ответ детей – ромашка).В: Ромашка, как и береза, символ русской природы. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадёт с неба звезда. Ромашки схожи по форме с зонтиками, по одной древней легенде ромашки были зонтиками у маленьких гномиков. Начнётся в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвёт её и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонту, струйками стекает с него, а гномик остаётся совершенно сухим.Вам интересно, ребята?А сейчас мы немножко поиграем.Дидактическая игра: «Добавь слово – неприятель» (с мячом)Родимая сторона – мать, а чужая… (мачеха),От Родины веет теплом, а от чужбины… (холодом),Собака лает на смелого, а кусает… (трусливого),Мир строит, а война… (разрушает),Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет).В: Как я уже говорила, наша страна огромная, потому что здесь живут люди разных национальностей – казахи, белорусы, украинцы, армяне, грузины, азербайджанцы, буряты, эвенки и многие другие.) И живут они дружно в мире. Дружба народов – непросто слова.Дружба народов навеки жива,Дружба народов - счастливые дети,Дружба – самое ценное, что есть на свете. В: Я предлагаю вам сделать дерево дружбы. Крона его будет из разноцветных листиков – это люди, живущие в нашей стране. А ствол (ваша ладошка, обведённая, которую вы сделали заранее) – наша страна, наша Родина – Россия, которая нас оберегает и защищает. Работаем аккуратно. Какие вы молодцы!Воспитатель: Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Но вы уже сейчас можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться.Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика - будет Родина крепка.Ребята с чего начинается Родина?С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос?Ответы детей.В:. Молодцы! Давайте уточним. Родина начинается с родного дома, где живет семья каждого из нас. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем — это тоже Родина, о своем дворе, улице, где мы встречаемся с друзьями, о своем городе. Все это — наша Родина.В. Послушайте, я произнесу одно слово «Родина». Правда красивое слово? Давайте произнесем это слово по слогам.Дети произносят…..В: Теперь давайте прохлопаем это словоДети хлопаютВ: Сколько в слове слоговДети: триВ: Посмотрите у меня есть буквы. (Как они называются)Дети: называютВ: Давайте из них попробует составить слово «Родина» (Разрезная азбука)Дети составляютВ: посмотрите какое у нас замечательное слово получиласьДавайте его прочитаемВ. Слово родина очень похоже со словами родной. Ребята кто для вас самый родной человек?Ответы детей мама, семьяМы сегодня много узнали о символах нашей родины. Давайте еще раз назовём их.(Дети называют символы).В качестве поощрения, детям прикрепляются (каждому ребёнку) значки с флагом России.