Публикации Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Автор: Волосатова Кристина Павловна

Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра (РАС)Данная работа посвящена такому актуальному вопросу, как психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с расстройством аутистического спектра (далее РАС). Данная работа актуальна, так как детей с таким заболеванием, как РАС, становится все больше и больше. По данным ВОЗ они выявляются у одного из ста шестидесяти детей. Эта проблема достаточно сложная, она решается только на стыке нескольких наук: медицины, психологии, педагогики и ряда других.Семьи с такими детьми часто оказываются одинокими в своей проблеме.  В подобных случаях ощущается нехватка знаний о взаимоотношениях с ребенком, методах его обучения, коррекции нежелательного поведения детей. Оказавшись с такой проблемой один на один, родители переживают тяжелейший стресс, отчаяние.Описание психологической реакции на какое-либо травматическое событие включает пять временных фаз:Шок и отрицание –  самое тяжелое кризисное время, когда родители особенно нуждаются в поддержке.Сделка.  На данной стадии родители все больше стремятся «излечить» ребенка, полагаясь на справедливость и вознаграждение за «правильное поведение» и «добрые» дела.Гнев. Зачастую гнев обращен на специалистов, которые не в состоянии оказать нужную помощь.Депрессия. Если специалисты не готовы или боятся данных негативных переживаний, то родители могут начать избегать общения с ними.Принятие. Родители способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка; способны адекватно проявлять любовь к ребенку и поощрять его самостоятельность- это наступает фаза «принятие данной проблемы».Таким образом, психолого-педагогическое поддержка родителей является самой эффективной коррекционной работой и успешной адаптацией ребенка с РАС. Задача специалистов в данном случае – помочь родителям на каждом этапе вышеуказанных временных фаз получить хорошую квалифицированную помощь, довести до родителей всю объективную информацию и оказать социально-психологическое содействие.Необходимо объяснять родителям, что важно собирать все моменты повседневной жизни семьи ребенка с РАС, воздерживаться от активного вмешательства, даже если специалист не согласен с действиями родителей.  Правильно выстроенная модель взаимодействие специалиста с ребенком послужит моделью для родителя в последующем [4, с.26].  Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов [4, с.39].  Гарантом взаимопонимания со своими родителями являются: доброжелательное отношение к ребенку и родителям; установка профессионала на работу с родителями как с единомышленниками.Прежде чем сказать о недостатках ребёнка, специалист обязан показать родителям его успехи. О серьезных проблемах своих детей родители знают лучше всех. Следует обратить внимание не на проблемы, а прежде всего на достижения. Специалист, заметив прогресс у ребенка, немедленно обязан сообщить об этом родителям. От родителей вначале требуется лишь копирование действий специалиста и их последовательность, иногда даже подражая его поведению.Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с РАС предполагает их обучение различным методикам, в том числе и методика альтернативной коммуникации PECS; методика визуального расписания, имитация действий и движений, моделинг ситуаций, социальные истории, продуктивная деятельность. Обучение главным методам АВА терапии (Прикладного анализа поведения) поможет родителям предупредить и предотвратить нежелательное поведение ребёнка, привить навыки самообслуживания, коммуникации, учебные и игровые навыки.Специалист обязан помочь родителям:1. Научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком.2. Наблюдать за поведением ребенка и своим поведением, научиться анализировать свои собственные действия по отношению к ребенку.3. Понять, почему появилось проблемное поведение, какова его причина, и есть ли у ребенка другое поведение, которым можно заменить проблемное.4. Научить замечать изменения в поведении ребенка и в своем собственном поведении.5. Управлять ситуацией и правильно определять, чего конкретно они хотели бы достичь.Главные этапы психолого-педагогического сопровождения родителей:
  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, и последующая профилактика нарушений психического развития.
  • Определение методов воспитания, используемых в семье и диагностика их личностных характеристик.
  • Реализация индивидуальной программы
  • Коррекционные занятия
  • Разработка рекомендации с учетом психофизических особенностей и индивидуальной нагрузки.
  • Анализ эффективности и результатов сопровождения
  • Очень важным элементом в работе со своими родителями детей с РАС, являются консультации, задачами которых являются развитие общности родителей, их сплочение, повышение образовательного уровня родителей; проведение развивающих и коррекционных занятий для детей вместе с родителями и педагогами; обучение родителей методам коррекции поведения детей с РАС;На консультациях рассматриваются темы: «Меняем не ребёнка, а его поведение», «Подсказки и их виды», «Система альтернативной коммуникации», «Алгоритм обучения навыкам коммуникации», «Как повысить мотивацию ребёнка?», «Сенсорные стимуляции». «Полезные подсказки», «Методика глобального чтения», «Навыки самообслуживания». «И почему так важен прикладной анализ поведения?»         Итак, выделяют два главных направления в работе с родителями детей с РАС. Первое – это необходимость возвращения функции контроля родителя над поведением ребенка, а второе – работа над осознанием и принятием собственных эмоций по отношению к его болезни [4, с.22].  Окончательным результатом психолого-педагогического сопровождения родителей является самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов. Квалифицированная помощь профессионалов значительно улучшит качество жизни ребёнка и его семьи.Расскажем кратко о детском аутизме. Как может быть многим уже известно, синдром детского раннего аутизма оформляется окончательно уже к 2,5–3 годам. В этом возрасте психическое развитие ребенка имеет уже выраженные черты искаженности (В. В. Лебединский, 1985). Данные нарушения носят всепроникающий характер и проявляются в основном в моторном, речевом и интеллектуальном развитии. На данный момент становится понятно, что нарушения психического характера происходят из-за того, что ребенок не может вступать в контакт с окружающими его людьми. РАС болен один человек из тысячи. При том, что по статистике детский аутизм диагностируется ежедневно каждые 20 минут. Также в России всего 10% адаптированы к жизни в социуме, остальные 90%- не адаптированы, то есть им нужна сиделка, постоянная помощь. Тогда как в США совсем другая картина: 92% адаптированы к жизни в социуме, и всего лишь 8%- не адаптированы. Аутизм у взрослых не признан. После исполнения 18 лет диагноз меняется на «Шизофрению» и человек признается недееспособным. Естественно, это происходит не у всех детей. Все зависит от лечения и от того, как занимались с ребенком дефектолог, педагог-психолог и другие. Только после такой работы можно судить о состоянии ребенка. Если же ребенком не занимались вовсе, то естественно его ждет в дальнейшем диагноз «Шизофрения».Как воспитывать ребенка с ранним детским аутизмом. Семье, в которой родился ребенок с РАС, приходится нелегко. Поэтому на помощь приходят педагог-психолог, психолог, психотерапевт, которые непосредственно работают с родителями ребенка.Целями психологической коррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, являются:
  • Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития с ограниченными возможностями в семье.
  • Преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей.
  • Формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с нарушениями развития и оптимистичного взгляда на его будущее.
  • Этапы работы в психолого-педагогическом направлении. В работе психолога с матерями можно выделить следующие этапы:
  • Привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка.
  • Формирование у матери интереса к процессу развития ребенка.
  • Развитие у матери чувства успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком.
  • Раскрытие перед матерью возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ее ребенка, своего участия в изучении его возможностей и реализации творческих замыслов в работе с ним.
  • Рассмотрим несколько методик помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья:
  • Методика психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, В. В. Ткачева.
  • Дифференцированный подход в психологической работе с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, Е. В. Устиновой.
  • Технология «МозАрт» в психологической работе с детьми с ОВЗ и их родителями, Н. П. Болотовой.
  • Этой проблемой также обеспокоены: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова, В. А. Вишневский, И. Ю. Левченко, Р. Ф. Майрамян, Н. В. Мазурова. На основе базовых положений ряда теорий и исследований данных ученых можно сделать выводы, что:
  • Психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями и есть результат сложного процесса его социализации;
  • Развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды;
  • Психическая травмированность родителей, возникшая вследствие рождения в семье ребенка с ОВЗ, может негативно влиять на его развитие.
  • ЗаключениеПроанализировав специализированную литературу, можно сделать вывод, что семья является неотъемлемой частью жизни аутичного ребёнка. Так же на ребёнка влияет стиль и тип воспитания, взаимоотношения родителей между собой, а также климат в семье.Положительная атмосфера в семье, благотворно сказывается на социализацию и адаптацию ребёнка с аутизмом. Нельзя и отрицать того, что, что бы атмосфера была щадящей и приятной, родители должны быть психологически крепки и здоровы.Родители детей с аутизмом испытывают множество проблем, из-за которых семьи стоят на грани распада. Взаимные обвинения, страх, гнев, постоянные стрессы и депрессия, поглощают родителей, и зацикливает их на одной точке, с которой они не могут сойти. Поэтому существуют специалисты, которые помогут преодолеть стресс и убрать весь негатив из жизни.Работа с родителями строится непосредственно на контакте с ними, на контакте с ребёнком, но и так же настраивается связь между родителем и ребёнком. Так же эффективным средством воздействия является обучение родителей: играм с их особыми детьми, совместной учебной деятельности, родителям рассказывают особенности поведения их ребёнка, особенности восприятия ими окружающего мира.Список литературы:
  • Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
  • Гилберг К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. М.: Владос, 2005.
  • Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
  • Хаустов А.В. Организация работы с родителями детей с РАС. М., 2017г.