Публикации Цикл пьес Ф. Пуленка "Крестьянки" – методический разбор

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цикл пьес Ф. Пуленка "Крестьянки" – методический разбор
Автор: Федорова Елизавета Александровна

Цикл пьес Ф. Пуленка "Крестьянки"– методический разбор.Французский композитор Ф. Пуленк оставил большое количество фортепианных произведений, включающих в себя циклы и отдельные миниатюры, фортепианные концерты и циклические произведения. Деятельность Пуленка не ограничивалась только сочинением – он был также и пианистом.К сожалению, многие пьесы забыты взрослыми исполнителями и редко предлагаются для изучения в ДМШ. Сборник из шести детских пьес «Крестьянки» появился в 1933 году. Это единственное сочинение Пуленка, предназначенное для обучения детей игре на фортепиано. Каждая миниатюра выдержана в определенном жанре и характере, обладает индивидуальным фактурным рисунком и отмечена характерными для Пуленка гармоническими решениями. Пьесы объединяет веселье, оптимизм, динамика движения и простая мелодика, выдержанная в «сельском» духе. «Тирольский вальс» – небольшая пьеса в духе дуэтного сочинения Пуленка «Отъезд на Киферу». Простая, легко запоминающаяся мелодия с частыми повторениями фигур будет удобна для исполнения ребёнком, поскольку опирается преимущественно на звуки трезвучий. Бас-аккордовая фактура в левой руке выписана таким образом, чтобы избежать больших скачков, неудобных для ученика-пианиста. Небольшая скерцозная пьеса «Стаккато» построена на остинатном движении в среднем голосе и хроматических последовательностях в мелодии, таким образом рука исполнителя всё время собрана в одну позицию. Пьеса написана в трёхчастной форме. Скерцозные разделы обрамляют небольшой «флейтовый» одноголосный эпизод.В крайних эпизодах необходимо добиться одинакового исполнения учеником стаккатированных аккордов, выделения верхушки в них, цепкости пальцев. Именно умение правильно выстроить звуковую вертикаль сделает звучание этой пьесы лёгким. "Пиццикатное" сопровождение в левой руке также должно быть выдержано в характере, поскольку зачастую ученик не всегда правильно распределяет баланс звучания в обеих руках. Средний флейтовый эпизод представляет особую трудность. В первом такте арпеджио необходимо сыграть цельно– чтобы не было слышно перехода из руки в руку. Впервые появляющийся в этой пьесе штрих легато предполагает быстрое "переключение" в новый характер. «Деревенская» (rustique) пьеса схожа с предыдущей. Она полифонична. Верхний голос ведёт незатейливую мелодию в пределах квинты. Она не содержит скачков и построена на опеваниях звуков. Средний голос – остинато, поддерживающее развитие мелодии, а нижний выполняет роль педали. Создаётся впечатление, что перед слушателем рисуется картина небольшого деревенского ансамбля.Эту пьесу необходимо отрабатывать по голосам, отслеживая разницу в тембре и штрихе. Также нужно проследить за фразировкой – длинные легатные фразы в верхнем голосе на фоне портаменто в левой могут быть трудны ученику.«Полька» – одна из самых миниатюрных пьес в сборнике. Чередование стаккатированных нот и легатных последовательностей придают танцу живость и кокетство.Работу над этим произведением нужно начинать с отрабатывания техники репетиций и, так же как в пьесе «Стаккато», работы над цепкостью пальца. Гаммообразные пассажи в середине также нужно отрабатывать отдельно, добиваясь ловкости и ровности.«Маленькое рондо» начинается одноголосным рефреном. Композитор так же как и в «Деревенской» воссоздаёт звучание небольшого ансамбля. Небольшой рефрен-запев исполняет солист. В эпизоде к солисту присоединяются два басовых инструмента, выполняющих роль педали. После рефрен возвращается, но в октавном удвоении.В этой пьесе необходимо добиться цельности фразы. Хоть композитор и разделяет мотивы лигами, становится понятно, что эти лиги скорее ближе к вокальным и связаны с дыханием, но не с общим движением мелодической линии. Рефрен в конце – унисонное движение двух голосов. Композитор оставил ремарку sans pedale, при исполнении этого эпизода учеником, нужно следить за техникой легато, одинаковостью звучания правой и левой руки, ровностью ведения фразы.«Кода» – своеобразная арка ко всем прозвучавшим ранее пьесам. Здесь можно услышать цитаты из «Вальса, «Стаккато» и «Деревенской».Эта пьеса также как и другие, может исполняться учеником отдельно от всего цикла, ввиду своей яркости и образности. Основная её задача – быстрый переход от одного образа к другому, от одной технической трудности к другой. Пьесы написаны с учётом особенностей детских рук, а яркие образы каждой из пьес будут ясны ребенку. Также на примере цикла можно познакомить ученика с особенностями музыкальной формы, поскольку в сборнике представлены яркие и точные её примеры (преимущественно – трёхчастная и рондо). Данный цикл рассчитан на 2-4 годы обучения игре на фортепиано.