Публикации Открытый урок по повести М.Горького "Детство"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок по повести М.Горького "Детство"
Автор: Тачиева Татьяна Идеевна

Урок литературы в 7 классе «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Образ бабушки Акулины Ивановны.(по повести «Детство» М.Горького).Цели урока: Обучающая: учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение; учить оперировать литературными терминами и ключевыми понятиями.Развивающая: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления. Воспитательная: воспитывать умение сострадать и усваивать жизненные уроки; готовить к адаптации в социальной жизни.Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, элементы анализа художественного текста, реализация метапредметных связей с изобразительным искусством и правоведением, применение здоровьесберегающих технологий.Оборудование: высказывание, эпизоды из фильма «Детство», презентация, памятки, учебники. Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома.Ф.М.Достоевский.
  • Орг. момент.
  • -Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни. Образ бабушки Акулины Ивановны». 2. Запись в тетрадь.-Откройте тетради, ребята, и запишите число, тему урока.(дети пишут в тетради)3. Постановка цели и проблемы урока. ( На доске записаны эпиграфы)-Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание великого классика Федора Михайловича Достоевского. (сама читаю эпиграф)(слайд 1 Эпиграф.)-Как вы понимаете его смысл?(Примерный ответ: у ребенка будет счастливое детство, если его окружают любящие, понимающие, честные взрослые люди)- Какие ключевые слова из эпиграфа нам помогли понять смысл высказывания?(детство, родительский дом, что-то хорошее)-Ребята, это у нас второй урок по творчеству Максима Горького. Посмотрите на экран. Послушайте, что говорит сам писатель о своем детстве и о повести. (сама читаю со слайда 2). (слайд 2 Фото М.Горького, годы жизни и обложка книги повести «Детство»)- Подумайте, какова цель нашего урока? (спросить 2-3 учеников)-Целью нашего урока является показать роль бабушки в жизни Алеши и в этом нам поможет текст повести «Детство».(слайд 3 с целеполаганием)-Что ожидало мальчика в доме Кашириных? С какими «свинцовыми мерзостями» пришлось столкнуться Алеше? (слайд 4 Кластер «Свинцовые мерзости» (ссоры и драки дядьев, жестокость и издевательства детей над животными, побои в семье)Я предлагаю вам посмотреть сейчас фрагмент из фильма «Детство» «Приезд Алеши к деду Каширину».-Ребята, внимание на экран!(слайд 5 видеофильм «Приезд Алеши к деду Каширину» фрагмент….)- Кто приехал встречать Алешу? (дядья, дед, тетка Наталья с детьми)-Как они себя ведут?(строят рожицы, гримасничают дети)-Как ведет себя Алеша?(прячется за бабушку)-В становлении характера человека многое зависит от того, в какое окружение попадает он. -Кто оказал влияние на формирование характера Алеши? (бабушка, Цыганок, Хорошее Дело) (слайд 6)-Правильно, ребята! Но сегодня мы будем работать только над характеристикой бабушки.4. Работа с текстом. А) Работа над образами бабушки. ( 15 листов с 3 вопросами лежат перед учениками)(слайд 7 План работы) - Откройте учебники на странице 22. -Работаем с планами, которые лежат у вас на столе, а также на экране. Первое задание : описание портрета бабушки. Вопрос : О каких качествах характера бабушки мы можем судить на основании описания внешности? (глава.., стр….сократить абзац)(ответы учащихся)Второе задание: эпизод «Пляска бабушки». Вопрос 1: Какой представляется она Алеше во время пляски и какой запечатлел ее художник на рисунке?(слайд 8 рисунок бабушки) (Прочитать этот эпизод выразительно, назвать слова, передающие красоту движений бабушки и богатство ее творческих сил) (глава ….,стр…..) (Бабушкин танец больше похож на песню, где всему есть место: и грусти, и тоске, и веселью. Пляска преображает Акулину Ивановну и одновременно открывает ее сердце, где много не только мудрости и тревоги много жившего человека, но и молодого задора. )-Ребята, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма «Детство» «Пляска бабушки». (Слайд 9 Танец бабушки)5. Физминутка (танцую с детьми)-Продолжаем урок. Третье задание: эпизод пожара. (4 глава с 57-58) Вопрос: Какой здесь предстает перед нами бабушка? (глава…,стр…) ( Бабушка ведет себя, как настоящая героиня. В первые же минуты несчастья она преображается, становится смелой и решительной. Говорит строгим и крепким голосом, дает точные и нужные указания, бросается в огонь, чтобы предотвратить взрыв).- (Итоговый вопрос) : Какую роль сыграла бабушка в жизни Алексея? Давайте сделаем выводы и запишем их. (дети отвечают)(Бабушка Акулина Ивановна много времени проводила с Алешей. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Бабушка стала для него самым дорогим и близким человеком. Мальчик наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию. Она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу. Акулина Ивановна стала на долгие годы другом своему внуку, открыла ему многие представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии. Она стремилась помочь людям. А главное – Она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.)-Итак, наш вывод мы кратко запишем.(слайд 10 Кластер с выводом) Вывод: 1. Бабушка стала для него самым дорогим и близким человеком. 2. Она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу. 3.Акулина Ивановна учила его быть добрым, смелым, терпеливым. (ученики пишут)5.Декларация по правам ребенка. -Мог ли Алеша Пешков найти где-либо защиту?(дети отвечают)- Как защищены дети от плохих поступков взрослых в современном мире?(дети отвечают)(слайд 11 Декларация прав ребенка (документы)Слово учителя: Ребята, Алеша Пешков жил в конце19 века, правовая система не была сильно развита в то время, поэтому за нашего героя некому было постоять. Вам повезло больше, в любой трудной ситуации вы можете обратиться в социальную службу поддержки или позвонить по телефону доверия. Помните! Вас выслушают, поймут и помогут.6. Рефлексия. - Ребята, что нового вы узнали и чему научились на уроке?(дети отвечают)7. Оценивание. - А теперь, ребята, оцените работу групп и ответы одноклассников. (каждая группа ставит себе оценку и объясняет почему? ) ( комментарий учителя)-Ребята, мне было приятно с вами сотрудничать. Вы хорошо поработали на уроке и заслуживаете пятерок.8. Дом. задание. -А теперь запишите домашнее задание. Оно дано на экране.(слайд 12 Дом. задание)Подготовить материал к характеристике Цыганка или Хорошего дела по плану в учебнике на стр. 288.-Спасибо за урок! До свидания! (слайд 13 Спасибо за урок!)