Публикации Каким я вижу учителя- профессионала

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Каким я вижу учителя- профессионала
Автор: Николаева Алевтина Юрьевна

КАКИМ Я ВИЖУ УЧИТЕЛЯ – ПРОФЕССИОНАЛА В своем докладе я хотела раскрыть образ учителя- профессионала. Выделить главные качества человека, которыми должен обладать учитель для того, чтобы в конце своей педагогической деятельности он мог с гордостью и облегчением сказать: «Мое призвание - учительНе важно, как он выглядит, главное «душевная красота» и «интеллектуальная стройность». Глядя на финалистов педагогического конкурса «Учитель года», где, безусловно, собираются профессионалы своего дела, складывается впечатление что он (учитель- профессионал) выглядит довольно молодо. Это же подтверждают, в частности, победители. Но я хочу возразить этому. Разве нынешние победители с возрастом будут терять свой профессионализм? Напротив, они будут повышать свое профессиональное мастерство. В моем представлении учитель становится мастером своего дела в возрасте 45-50 лет. Именно в этом возрасте он способен решать любые, стоящие перед ним, педагогические задачи. Добродушно откликается на просьбы более молодых коллег, способствуя их педагогическому росту.Из чего же складывается душевная красота? В моем представлении это в первую очередь положительные человеческие качества, такие как доброта и справедливость. Всякий человек должен обладать этими качествами, но учителю они просто необходимы, если он именно в учительстве видит свое призвание. Только добрый человек несет в себе тот положительный заряд, к которому тянутся окружающие, для учителя – в первую очередь, окружающие его дети. Уже по количеству детей, которые окружают учителя на каждой перемене, можно судить насколько добродушным он является, насколько он интересен обучающимся, как тепло он с ними общается. Проводя значительную часть своего времени в школе, ребенок справедливо ожидает получить ту теплоту и взаимопонимание, которая окружает его дома. Рассчитывает на более откровенную беседу с учителями, нежели с родителями, ожидая получить совет, поддержку. Или просто побеседовать как с равными. Все эти ожидания способен оправдать учитель-профессионал.Безусловно, учитель должен быть справедливым и на своем положительном примере воспитывать в обучающихся эти качества, а ложь порождает только ложь. Для исключения какого-либо недоверия необходимо комментировать каждую выставленную на уроке отметку. Заметив конфликтную ситуацию, разгорающуюся между детьми, учитель должен подойти к этому со всей серьезностью, а не просто уделить этому мимолетное внимание. Выносить свой справедливый вердикт только после того, как разберется во всем и выслушает все стороны конфликта. Но и это не самое главное в такой ситуации, важно, как он разрешит данный конфликт, какие даст советы сторонам, высказывая свои доводы и приводя положительные жизненные примеры, чтобы впредь они не возникали. Все сказанное будет уместным и при решении конфликта между поколениями, которые не являются редкостью в подростковый период ребенка. В такие моменты учитель как никто другой может прийти на помощь подростку и смягчить, или вовсе свести на нет возникший конфликт, найдя новые точки соприкосновения в общении «родитель-ребенок».Что я вкладываю в понятие «Интеллектуальная стройность»? Для меня это человек интеллектуально развитый и обладающий развитым, логическим, стройным мышлением. Интеллектуальный человек уже сам по себе является объектом внимания, он интересен окружающим своим многообразием, в общении с которым легко найти общие интересы. Он способен вовлечь в беседу целую аудиторию, и держать их внимание на протяжении всего отведенного времени. Такой человек способен развить любую тему и преподнести информацию на доступном данной аудитории или собеседнику языке. Ребенку, на уроке такого учителя, будет немного интереснее, он будет ощущать себя участником тех исторических событий или мировых открытий, о которых рассказывает учитель. Создавая на своих уроках непринужденную, игровую атмосферу, учитель, незаметно для ребенка вовлекает в свой предмет, который для него будет одним из любимых, а значит наиболее успешным.В ходе урока ребенок, услышав и увидев нечто для него новое, может непременно прервать учителя на «полуслове» и получить большую информацию об услышанном. Для того чтобы вернуть и прежнее русло своих суждений учитель должен обладать хорошо развитым мышлением. Глядя на героев передачи «Что, где, когда», порой удивляешься, насколько развито их мышление. Не зная ответа на поставленный вопрос, они в ходе логических суждений находят истину. Благодаря обучающимся, которые в любой момент могут задать «неожиданный» вопрос, учитель ощущает себя героем выше упомянутой передачи.Ко всему вышесказанному могу добавить, что учитель- профессионал должен быть творческой личностью. Способный творить чудеса на каждом уроке.