Публикации
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ
Автор: Цаголова Зарета Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ
Автор: Цаголова Зарета Вячеславовна
«Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ» Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах. Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; Изучение учебной и научно-методической литературы; Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; Изучение новых программ и педагогических технологий; Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; Повышение общекультурного уровня. Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет (приложение 1).Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ; Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя. Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2).Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.Для молодых специалистов:осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития; формирование основ педагогического мастерства; развитие умений и конструктивных способностей. Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для опытных, творчески-работающих воспитателей:развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; проявление творческого потенциала педагога; пропаганда своих достижений; развитие исследовательской деятельности. Для педагогов без специального образования:овладение методикой работы с детьми; адаптация к педагогической деятельности. Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту. Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:в определении темы, целей и задач; в планировании работы по самообразованию; в ходе реализации плана; в изучении и анализе результативности своей работы. Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности. После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. (Примерный план самообразования: Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.Результативность этапов работы по самообразованию:1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы. 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования. 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).Сформированность определенных личностных качеств:Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования. Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию, активность педагога резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса. Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобретет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать полученные знания на практике. Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуации, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности. Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой, творческим поиском (оценка реализации педагогом потребности в развитии производится по методике К.Ю.Белой по трем критериям: активное развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие). Повышение профессионального статуса педагога:Повышение или подтверждение категории. Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег). Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования. Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества. Памятка для осуществления самоанализа1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.3. Практические выводы после проработки каждой темы.4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами).5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач. Информация для отслеживания результативности работы педагога:Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности. Информация об участии педагога в методической работе. Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения. Сведения о повышении квалификации сотрудников. Сведения об аттестации сотрудников. Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии. Литература:1.Львова Л.Т.Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.Интернет ресурсы:1. 2. (Самообразование педагогов как один из факто-ров повышения качества работы с дошкольниками. ().Приложение 1Оценка реализации потребностей педагогов в развитииАнкета № 1 – для выявления способности педагогов к развитиюОтвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;4 – скорее соответствует, чем нет;3 – и да, и нет;2 – скорее не соответствует;1 – не соответствует.Я стремлюсь изучить себя. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами. Возникающие препятствия стимулируют мою активность. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время. Я анализирую свои чувства и опыт. Я много читаю. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. Я верю в свои возможности. Я стремлюсь быть более открытым человеком. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. Я получаю удовольствие от освоения нового. Возрастающая ответственность не пугает меня. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе. Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:5 – да (препятствуют или стимулируют);4 – скорее да, чем нет;3 – и да, и нет;2 – скорее нет;1 – нет.Препятствующие факторы:Собственная инерция. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.). Состояние здоровья. Недостаток времени. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства. Стимулирующие факторы:Методическая работа в ДОУ. Обучение на курсах. Пример и влияние коллег. Пример и влияние руководителей. Организация труда в ДОУ. Внимание к этой проблеме руководителей. Доверие. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования. Занятия самообразованием. Интерес к работе. Возрастающая ответственность. Возможность получения признания в коллективе. Обработка анкетПосчитайте общую сумму баллов по первой анкете.Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.Данные заносятся в таблицу. Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:К = К (фактическое) : К (максимальное),где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.Занесите данные в таблицу:Обучение, развитие и саморазвитие педагогаАнкета № 3 - Степень владения навыками самостоятельной работыУсловные обозначения степени владения теми или иными навыками: + - владею свободно, ? - владею посредственно, вызывает затруднение, ! – не владею.Приложение 2АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА ДОУ В ОРГАНИЗАЦИИСОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ(самодиагностика педагога)____________________________________________________________(Ф.И.О. педагога)___________________ ___________________ ______________(стаж работы) (категория) (дата)1. Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения Не владею Владею частично Владею свободно 2. Владение педагогической диагностикой Не владею Владею частично Владею свободно 3. Умение выбрать тип занятия и темп его проведения Не владею Владею частично Владею свободно 4. Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений) Не владею Владею частично Владею свободно 5. Умение планировать учебно-воспитательный процесс Не владею Владею частично Владею свободно 6. Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения Не владею Владею частично Владею свободно 7. Использование методов, направленных на развитие воспитанников Не владею Владею частично Владею свободно 8. Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников Не владею Владею частично Владею свободно 9. Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению Не владею Владею частично Владею свободно 10. Использование здоровьесберегающих технологий Не владею Владею частично Владею свободно 11. Обеспечение благоприятных условий в группе: - гигиенических, - эстетических Не владею Владею частично Владею свободно 12. Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью Не владею Владею частично Владею свободно 13. Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников Не владею Владею частично Владею свободно 14. Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом Не владею Владею частично Владею свободно Приложение 32.1. План работы по самообразованиюВоспитатель___________________________группы №_________________МДОУ д/с №____Тема: Цель, задачи: Литература: ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 2.2.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Приложение 4СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮПриложение 5 Проект “Современный воспитатель”Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.Задачи: Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы. Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности. Предполагаемые итоги реализации проекта: Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений: Умение ставить цели, задачи, планировать работу Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.) Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др. Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы. Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения. Срок реализации проектных мероприятий: учебный годПути решения поставленных задач: Создать условия для самообразования педагогов: Постоянное приобретение методической литературы; Увеличение числа подписных изданий; Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии. Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др. Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах для слушателей Хакасского республиканского института повышения квалификации работников образования. Составить перспективный план проектных мероприятий. Механизм реализации проекта:Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов: Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН). Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.) Анализ участия педагогов в методической работе. Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др. Аттестация. Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”.План проектных мероприятийЗаключениеВажным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: читательской конференцией и деловой игрой “Аукцион идей”. Краткий план их проведения приводится ниже.Читательская конференцияЦель: Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.Предмет обсуждения: педагогические книги и статьи, вызвавшие особый интерес педагогов.Оформление выставки.План проведенияВводно-теоретическая часть: “Вступительное слово” (краткое, примерное):Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает научно – методическая деятельность. Эта деятельность предполагает: Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых. Изучение прогрессивного опыта коллег. Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей, их оценка и др. Сообщения по прочитанным книгам, статьям, вызвавшие особый интерес педагогов.Обмен мнениями.Принятие и выработка рекомендаций.Деловая игра “Аукцион идей”Цель: Расширить представления педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.Задачи: Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников. Развивать потребность педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний. Самостоятельный поиск педагогами эффективных, приоритетных для себя приемов развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями. Наглядность: плакат “Аукцион идей”, поощрительные жетоны.Домашнее задание: Подготовить материалы из собственной практики по организации работы с детьми на основе современных программ, технологий. Подготовить представление данного материала, ответить на вопросы: Какую проблему пытаетесь решить? Почему именно данная проблема привлекла ваше внимание? Чем с вашей точки интересен данный материал?Игра проводится в форме аукциона. Тот, кто предложил наибольшую “цену” после представления материала дает пояснение: чем ценен данный материал? Почему предпочтение отдано именно этому материалу?Эксперты фиксируют “цену” каждого лота, определяют наиболее “дорогостоящий”. Участника, набравшего наибольшее количество жетонов, в конце игры ожидает поощрительный приз (книга, методическое пособие и др.).Литература Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”) Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 160 с (Приложение к журналу “Управление ДОУ”) Горбачева Н.Б., Рожина Г.А. Педагогический совет: журнал “Ребенок в детском саду” № 6 – 2005, стр. 30 Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию: журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, стр. 36 Белая К.Ю. 300 вопросов и ответов для заведующей детским садом / К.Ю. Белая – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 399 с. Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание” № 6 – 2003, стр.39 Приложение 6Памятка по самообразованиюПамятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»Этап – подготовка доклада, выступления. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей. Формулировка основных вопросов доклада, выступления. Составление развернутого плана выступления. Просмотр и чтение специальной литературы. Подбор и систематизация наглядных материалов. Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.Распределение материала по вопросам. Письменное изложение полного текста выступления. Этап – работа с подготовленным материалом Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение). «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках). Этап – подготовка к выступлению Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками. Памятка к исследовательской работе педагогаКак правильно сформулировать тему: Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме: Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»Формулировка темы по схемам: ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО Например:«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»Определение актуальности и новизны исследования Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.Формулирование цели исследования Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.Формулирование задач исследования Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?Схема формулирования задач