Публикации Формирование эмоционального интеллекта через художественно-эстетическое творчество.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование эмоционального интеллекта через художественно-эстетическое творчество.
Автор: Курлыкина Наталья Михайловна

Курлыкина Наталья МихайловнавоспитательМБДОУ ДС №10 «Мозаика» г. Нового Оскола Белгородской области» Формирование эмоционального интеллекта через художественно-эстетическое творчество.Важнейшим двигателем в развитии ребенка и его внутреннего мира является жажда знаний, момент нахождения нового или выхода из жизненной ситуации. Познание себя через окружающий мир. И развитие эмоционального интеллекта может ему в этом помочь. Развивать эмоциональный интеллект – значит научиться хорошо:• понимать свои чувства и переживания;• находить точные слова для их выражения;• справляться со своими эмоциями, не терять самообладание;• замечать и понимать чувства других, учитывая их в своем поведении.[2, с.6] «Что значит эмоциональный интеллект? Это значит всматриваться в другого человека, понимать его состояние, заботиться о нем, обладать хорошим запасом слов и фраз, которые могут называть глубинные чувства и переживания. Уметь говорить о чувствах, понимать собственные эмоции, распознавать ощущения и рассказывать о них близким — это и есть эмоциональный интеллект, развитие человеческой души, развитие психики. Это осознание себя самого и способность к здоровой коммуникации с другими». Юлия Борисовна Гиппенрейтер [2,с 8] Важно строить отношения с детьми просто и сохраняя понимание того, что это необходимо для маленького собеседника. В наш век скоростей многие современные родители не уделяют должного внимания развитию эмоционального мира малыша, его чувств, коммуникативных способностей, всему тому, что входит в понятие "эмоциональный интеллект". Взрослые считают, что эти процессы в ребенке должны развиваться сами, без посторонней помощи. И это большое заблуждение.Истощенная эмоциональная сфера не дает достаточного развития интеллектуальным процессам. Кроме того, постоянная зависимость от технических средств, не регулируемое использование гаджетов взрослыми и детьми приводит к появлению у детей зависимости от искусственного мира, делает их менее восприимчивыми к чувствам других людей и пониманию собственного мировосприятия, в результате эмоциональный интеллект не развивается.Основа для развития эмоционального интеллекта закладывается в раннем дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит активное формирование у детей самосознания, способности к рефлексии и умения занять позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.Задача не просто овладеть набором знаний, умений эмоционально грамотно пережить этот опыт. Помощником может быть искусство, в котором все стороны жизни, представленные через художественное видение того, кто творит, поданы в образной форме. Таким образом, происходит воздействие на весь комплекс чувств личности, прежде всего на развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств.Развиться художественно и эстетически для ребенка - значит овладеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, чувством художественной формы. Все эти способности заложены в детях от природы, и мы лишь помогаем грамотно, тактично, не используя застывших форм, раскрыть их.Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где полная свобода не только допустима, но и жизненно необходима в процессе обучения. Для развития эмоционального интеллекта ребенка важен сам процесс, а не результат. Изобразительное искусство является источником особой радости, помогает ребенку раскрыть свой внутренний мир, свои переживания, страхи, которые глобальны для его возраста. Если ребенок умеет выражать эмоции через цвет и линию, он может рисовать свои чувства. Перенося их на лист бумаги в виде кляпа, пятен, он как бы избавляется от них.Занятия изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие: они пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают воображение, внимание, мышление, память. Но желания творить недостаточно, необходимо обеспечить ребенка разнообразными материалами и тщательно ввести в творческий процесс. От зарождения плана, возникающего из ярких впечатлений, до создания образа, выраженного в цвете, форме и т. Изобразительное искусство способствует эстетическому развитию ребенка, его целостному восприятию мира, развитию эмоциональной сферы.Развитие эмоционального интеллекта будет наиболее продуктивно и через восприятие музыки. Это один из гармоничных способов осознать эмоциональный мир. Любая форма общения с музыкой раскрывает способности ребенка, независимо от активности или пассивности его во время слушания, развивает сенсорные способности. Музыкальная деятельность несет в себе богатые возможности для развития эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная сфера ребенка является основой для развития интеллекта еще маленького человека. Музыка, поданная через игру, способствует раскрытию творчества, фантазии. Слушанье музыки и занятие на музыкальных инструментах особенно хорошо помогает детям в получение грамотно сформированных эмоций, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.В художественно-эстетическом развитии игра - деятельность, в которой во многом определяется умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого нужно научиться видеть разные его стороны в каждом предмете, уметь строить образ: свободно мыслить, направлять свое воображение, творчески решать разные задачи. Детскому возрасту свойственна подвижность и непоседливость, чувственность ко всему яркому, новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный отклик.Эмоции служат своеобразной опорой, необходимой для запечатления и распознавания того или иного события для ребенка. Его ориентацией в собственном внутреннем мире. [1, с.199].  А мы, взрослые, должны уметь активно слушать ребенка и активно молчать, мудро помогая формироваться внутреннему миру маленького человека. Обеспечить весь богатый эстетический опыт нашей цивилизации для формирования гармонично развитой личности.Список литературы
  • Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы . 2006. № 3.
  • . Развитие эмоционального интеллекта. Детям о метафорах. Издательство: , 2021 г.