Публикации "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Автор: Кошелева Юлия Григорьевна

Не учиться, а играть! Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, - играть яркими кубиками и петь песенки.Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Особенно это важно сегодня, так как увеличение количества детей с отклонениями в развитии влечёт за собой проблему поиска новых перспективных форм оказания им помощи на основе принципов личностно - ориентированной педагогики.   В связи с тем, что  наше дошкольное учреждение осуществляет работу по ранней диагностике, психолого-педагогической коррекции детей с ОВЗ          (диагнозы ЗПР, ОНР, СДВГ, РДА, нарушение слуха – дети пользуются кохлеарными имлантами и слуховыми аппаратами) и дальнейшей интеграции этих детей в среду сверстников, меня заинтересовала инновационная методика  обучения  Н.А. Зайцева.Методика Н.А Зайцева – это комплекс оригинальных методических приёмов, который базируется на работах классиков отечественной науки о человеке  – исследованиях И.М. Сеченова, И. П. Павлова, А.А. Ухтомского, В. М. Бехтерева, Л.С. Выготского, П.К. Анохина, Л. Н. Леонтьева. Приёмы работы проверены практикой, их использование позволяет  учитывать количество учащихся в группе, возраст, уровень развития, темперамент и даже настроение. Занятия проходят в высоком темпе, в движении. Дети имеют возможность свободно перемещаться, сидеть, лежать на полу, находясь в постоянной добровольной готовности вскочить и подбежать к полке, таблицам, кубикам. Дисциплина от этого не страдает, наоборот, дети меньше устают и дольше удерживают внимание на учебных задачах. Складовый принцип обучения проявляется в ритминизации деятельности. Ритмическое предъявление звуковых раздражителей со стороны обучающего, ритмические двигательные ответы детей, дозируемые по определённому правилу, моторно-эмоциональные акценты, ритмические движения кисти ребёнка (покачивания кубиков) для опознания. Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют своеобразному функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами развития. Поэтому методика очень эффективна при работе с детьми, имеющими ОВЗПонаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.. Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся."Азбука вредна", - утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А - аист, Б - бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра - аист - ящерица - цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово "заяц". И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не "шкрябание ручкой в тетради", а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге "мама", "папа", "бабушка", "дедушка", "Саша", а потом спрашивали: "Где папа? А где бабушка? А где твое имя?", то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.Механизмы внедрения данной методики в практику работы позволяют осуществить ряд задач1. Становление речи детей, развитие психических процессов и обучение чтению идут параллельно, помогая друг другу.2. Устраняются дефекты звукопроизношения, развивается фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, улучшается дикция.3. Используется складовой принцип обучения чтению.4. Обучение чтению соединено с пением, а это эффективный метод в познании родного языка детьми дошкольного возраста.5. Обучение чтению осуществляется через письмо.6. Используется наглядность, которая помогает детям прочно усваивать материал.7. Внедряются здоровьеукрепляющие и здоровьесберегающие технологии в работу с детьми.Основные принципы обучения:
  • Ребенок переходит не от простого к сложному (от буквы к слогу, а потом слову), а получает сразу доступ ко всем складам (не путать со слогом), присутствующим в русском языке. Т.е. вопросы слияния букв перед ним не ставятся, он изначально запоминает уже результат этого слияния через многократные повторения, складовые попевки, игры.
  • Весь материал предъявляется ребенку сразу целиком, а не по частям, т если это кубики – то сразу все, если таблицы – то тоже все целиком, а не по частям (в наборе она поделена  на части для удобства наклейки на стенку).
  • Методика игровая и долгого сидения не  предполагает.
  • Дети, занимающиеся по данной методике, отличаются своей общительностью, легко вступают в диалог, проявляют познавательный интерес к интеллектуальной деятельности. Анализ положительных тенденций позволяет сделать вывод: авторская методика Н.А.Зайцева повышает профессиональное мастерство и инновационную культуру педагогов, приносит радость познания дошкольникам, удовлетворяет запросы родителей в развитии и обучении их детей. В настоящее время предъявляются достаточно высокие требования к образовательному уровню детей со стороны родителей. Все больше родителей изъявляют желание, чтобы их дети к моменту поступления в школу уже умели читать.                       Идея использования методики Н.А. Зайцева в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья возникла 2 года назад. Работа началась с создания условий для внедрения данной методики. Просмотрела авторские видеокурсы, изучила данную методику, подобрала и проработала статью журнала «Пралеска», приобрела таблицы, складовые карточки, кубики, разработала перспективный план занятий, подготовила дидактические игры, организовала рабочее пространство, провела ряд консультаций для воспитателей.   Во время инновационной деятельности в ДОУ сложилась определённая система работы с родителями воспитанников. На первом родительском собрании в сентябре  рекламировала методику Н.А. Зайцева, раскрыла её цели и задачи, основные принципы обучения,  играла с родителями в простейшие игры с кубиками Н.А.Зайцева, призывала родителей к сотрудничеству и в результате получила их согласие на использование методики Зайцева в работе с их детьми. Работу начала с детьми  с подгрупповых занятий. Их разделила на 2 подгруппы, в которые подобрала детей близких по уровню развития. Этот состав изменялся несколько раз, т.к. дети имеют очень сложные диагнозы. Занятия провожу три раза в неделю, но к таблице и кубикам возвращаюсь ежедневно. Следуя рекомендациям Зайцева, предъявляю детям кубики все сразу, с первых занятий складывали слова и прописывали их указкой по таблице. Они узнали, что кубики делятся на «железные», «деревянные», «золотые», увидели, что они бывают «маленькие» и «большие». Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются мнемонические приёмы: деление на группы по цвету, по объёмам, по звучанию и вибрации наполнителя, по весу.  Таким образом, незаметно, в игре, мы познакомились с классификацией звуков на «гласные» и «согласные», «звонкие» и «глухие», «твердые» и «мягкие» и закрепляем ее в дальнейшем  играх «Братишки и сестрички», «Поезд», «Классификация». Изъясняться по-научному ребятам очень понравилось, они легко перестроились на предложенную терминологию. Пишем любые слова по выбору детей. Неоднократно в течение дня пропеваем склады по таблице на мотив знакомых детских песен. Повышается активность детей, когда  использую игры «Чье имя?», «Магазин», «Какое слово я задумала?», «Капитан», «Смешные слова», «Волшебник», «Сардельки и сосиски», «Как тебя зовут», «В гости к Айболиту»  и др.Теперь скучные занятия по грамоте превратились в любимое для детей развлечение. Дети не осознают, что они занимаются, т.к. с ними играю.Большой популярностью у детей пользуется игра «Башня». Ребята делятся на команды. Предлагаю прочесть кубик. Из названных кубиков дети строят башни. Выигрывает та команда, чья башня  выше. С интересом дети строят «Поезд», сначала «вагончики» были кубики, затем уже слова. Они делят этот «Поезд» на «сардельки» и «сосиски» и «съедают» их, прочитав склады,   слова.В наборе "Кубики Зайцева" 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.Большие - это кубики с твердыми складами.Маленькие - кубики с мягкими складами.Впрочем, с определением "мягкий-твердый" Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.Двойные - это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются - "дружат" - не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как " жы ", " шы ", " чя ", " щя ", просто исключены.Железные - кубики со звонкими складами.Деревянные кубики - с приглушенным складами.Золотые - кубики с гласными.Железно-деревянные - используют для складов, имеющих твердые знаки.Деревянно-золотые - для складов с мягкими знаками.Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.Буквы на кубиках пишутся разным цветом:гласные - голубым;согласные - синим;твердый и мягкий знак - зеленым.Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств.Цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз, текст крупный и виден издалека, пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.Кубики издают звуки разного тембра и высоты, а родитель или педагог будет много раз "озвучивать" кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.Часто находясь в руках у детей, кубики разного размера будут воздействовать на мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.Если пособия грамотно размещены, вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, можно навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и дидактической перегруженности в результате занятий.Подведем небольшой итог. У метода Зайцева, безусловно, множество плюсов. И самый главный, пожалуй, заключается в том, что обучать можно практически любого ребенка. Возраст и темперамент значения не имеют. Сам Зайцев неоднократно подчеркивал: дети учатся играючи, в том темпе, который им необходим, без понуканий. Так что, если метод вам понравился и вы готовы потратить время и средства на сооружения пособий, действуйте.Однако специалисты отмечают, что метод Зайцева больше подходит для правополушарных детей, которые мыслят образно и поэтому легче воспринимают слово или склад целиком, в то время как аналитические навыки - их ахиллесова пята.