Публикации Музыка, воплощенная в детском рисунке.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыка, воплощенная в детском рисунке.
Автор: Северьянова Александра Геннадьевна

Северьянова Александра Геннадьевнамузыкальный руководительМБДОУ ДС №10 «Мозаика» г. Нового Оскола Белгородской области»Музыка, воплощенная в детском рисунке. «Живопись дает образ и мысль, и нужно                                                             создать в своем воображении настроение.                                                                Поэзия слова дает мысль, и по ней                                                                       нужно создать образ и настроение,                                                                     а музыка дает настроение, и по нему                                                                      надобно воссоздать мысль и образ».                                                                                        Н. А. Римский – Корсаков.С первых мгновений жизни голос мамы, своими напевами, сопровождает маленького человека в его развитии. Колыбельная песня для малыша была и остается неотделимой от получаемых им ощущений: ритмичного покачивания, теплоты объятий, умиротворяющей и ласкающей улыбки матери. Сегодня психологи, основываясь на научных данных, рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке и живописи еще на этапе внутриутробного развития, сочетая эти виды в самые благоприятные моменты для поддержания связи с малышом. Современными учеными уже доказано, что дети умеют видеть в цвете музыкальные звуки и в зависимости от мелодии окрашивать услышанное в тот или иной цвет и тон. Только в детстве ребенок способен наиболее полно воспринимать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Многие выдающиеся люди сохранили с детства и донесли до нас умение обладать «цветным слухом» в виде своих гениальных произведений. Через музыку русские композиторы Н.Римский – Корсаков и А.Скрябин, австрийский композитор А. Шёнберг сопоставляли краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра. [3, с. 32] Через живопись, неподражаемый русский художник Василий Кандинский, выражал звучащую в нем или услышанную им музыку. Великий русский учёный Михаил Ломоносов отмечал, что цвет гармонично согласуется с музыкой. [2, с. 253]Краски и звуки в природе существуют рядом, дополняя друг друга. Это позволяет малышам учиться чувствовать мир. Дети с раннего возраста начинают развивать свое воображение с помощью взрослых и готовы к творчеству. Музыка, выраженная в рисунках, лучше воспринимается и запоминается. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время. Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они воспринимают окружающий их мир и себя в нем.Рисование помогает детям, используя свое воображение, передавать музыкальный образ прослушанного произведения. Рисунок - это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать». [1, с.24] И это помогает открывать перед детьми мир художественного творчества, способствует образованию положительного эмоционального отношения к занятиям. Музыка и живопись в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого художественно-эстетического воздействия происходит наполнение их новым содержанием. Настроение от музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичностью движений. В каждом новом рисунке проявляется индивидуальный характер юного художника: у одних преобладает слуховое восприятие, у других – зрительное. Это сравнительно в тех случаях, когда дети рисуют два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после демонстрации картины. Если у детей преобладают зрительные впечатления, после знакомства с изображением в значительной мере меняется цветовая гамма, композиция рисунка. У других детей первоначальное впечатление от музыки настолько сильное, что картина не оказывает влияния на характер рисунков, его образ остается самобытен и индивидуален.Занятия, на которых детям предлагают рисовать музыкальное произведение, всегда вызывают бурные эмоции и активное желание творить. Звучание прекрасной, богатой красками музыки, листы белой или цветной бумаги и материалы, создают особую, эмоционально волшебную атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих работах, живут в воображаемом мире, ощущают себя творцами, поэтому так важно взрослым правильно создать благоприятную среду, наполненную доверием и пониманием, предоставить им разнообразные изобразительные материалы. Для работы маленьким художникам можно предложить использовать краски, восковые мелки, пастель, сангину, уголь, но обязательно предоставить возможность самостоятельного выбора. Необходимо помочь детям, для создания своих выразительных образов, овладеть различными техническими приемами. Например, при изображении поющей птицы, можно нарисовать волнистыми тонкими линиями ее голосок для выразительности образа, а акварелью передать красочность исполняемой песни, или используя только холодную гамму цветов и, рисуя в смешанной технике, передать свои чувства от прослушивания произведения «Зимнее утро» П. Чайковского. Слушая прекрасную музыку, видя живописные полотна мастеров и наслаждаясь прекрасным миром вокруг, маленький человек развивается, проявляя любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках, и это замечательно!Список литературы
  • Галеев Б.М. . — 2006. — С. 24. — .
  • Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., в 11 т., т. 3. — М.: 1950–1959, с.253
  • Расников Г.В. . — Москва, 2006. — 32 с.