Публикации
Методические рекомендации к лепбуку "Безопасный дом"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации к лепбуку "Безопасный дом"
Автор: Барандык Вера Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации к лепбуку "Безопасный дом"
Автор: Барандык Вера Викторовна
(для детей 4-6 лет) Составили:Барандык В.В. БарнаулАктуальность:Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.И поэтому с раннего детства, каждого человека, надо учить заботиться о своём здоровье.Ребёнок должен научиться думать о своём здоровье: знать своё тело, заботиться о нём, не вредить своему организму: расти физически сильным, бодрым, энергичным: играть, плавать, заниматься спортом. Значит, у детей должна быть сформирована система знаний о безопасной жизнедеятельности, в основе которой, лежит понятие – «познай себя» или можно сказать - «сотвори себя».Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым, и нередко всё это сочетается с гиперактивностью детей, приводящей к возникновению травматизма и к опасным ситуациям в жизни ребёнка.Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму. Так, среди бытовых травм часто встречаются ранения, ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел.В условиях современного общества вопросы безопасности и жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Ребёнок очень часто является источником опасности. Безопасность детей дома – вопрос, который родителям приходится решать постоянно. И тут на помощь родителям приходим мы, педагоги. Несмотря, на то, что главные воспитатели - это прежде всего сами родители. Но у родителей не всегда хватает времени, а порою и педагогических навыков, чтобы рассказать ребенку просто о таком сложном вопросе. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности, весьма актуальная проблема на сегодняшний день. Для решения данного вопроса мною был создан и введен в работу с детьми лэпбук « Безопасный дом», который знакомит детей с опасностями, подстерегающими их дома, и пути выхода из проблемных ситуации. Предназначен лэпбук для детей среднего и старшего дошкольного возраста, может использоваться в групповой, подгруппой и индивидуальной работе, а также в организации самостоятельной деятельности детей. В пособии представлены следующие разделы:1. Правила безопасного поведения дома»2. Лото. «Безопасный дом»3. Стихи, загадки по безопасности дома.4. Игры по безопасности домаЦель данного пособия:Формирование осознанного правильного поведения, позволяющего избегать опасных ситуаций дома, сохранения личного здоровья.Задачи:-закреплять представления об опасных ситуациях в быту и правилах вызова службы спасения.-развивать умение правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях-закреплять представления об опасных для здоровья предметах-развивать сообразительность, зрительное внимание, мелкую моторику, расширять активный словарь, кругозор детей, развивать грамматически правильную связную речь;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.Лэпбук выполнен из папки, цветной ксероксной бумаги с применением цветной печати.Принципы построения лэпбука:1. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию четких образов и представлений в сознании дошкольников.2. Принцип доступности и посильности: материал, собранный в лэпбуке соответствует возрастным, индивидуальным особенностям и речевому развитию детей.Методические рекомендации по использованию лэпбука «Безопасный дом».Лэпбук «Безопасный дом» может использоваться в любое время (не зависимо от времени года, календарно – тематического планирования), лэпбук можно использовать как в совместной деятельности, так и индивидуально детьми.Формы организации детей по формированию основ безопасности.-Игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные-Игровые тренингиБеседы-Чтение художественной литературы-Экскурсии, прогулки-Рассматривание иллюстраций-Использование ИКТ (презентации)Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной мною в группе, которая включает:-уголок безопасности-познавательно–агитационные материалы-иллюстративные стенды для детей и взрослых-подборка литературы-подборка иллюстрационного материала-информационный уголок для родителейНесомненно, работа по формированию основ безопасности ребёнка важна и необходима. Воспитанники моей группы усвоили предложенные правила поведения в опасных ситуациях.У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они выделяют основной круг опасностей, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.Достижению результатов способствовало сотрудничество с родителями по данной проблеме. Моей задачей было направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.Результатом обучения и воспитания детей явились новые знания, которые они могут использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Однако, усвоить знания и уметь их применить на практике не одно и тоже, нужна постоянная ежедневная работа. И в старшей группе предстоит дальнейшая работа по выполнению перспективного плана по основам безопасной жизнедеятельности.Приложения:Тема: «Один дома».Цель: Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности детей дома.Задачи:-знать правила пользования предметами домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности.-развивать мыслительных операций при отгадывании загадок;- воспитывать чувство ответственностиХод игры:-Когда вы остаетесь дома одни, вас окружают предметы домашнего быта и они могут являться источником опасности. А сейчас отгадаем загадки про эти предметы.Загадки:1. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы)2. Не хочу я молчать- дайте вволю постучать! И стучит день- деньской он железной головой. (Молоток)3. Плывет электроход, то назад то вперед. (Утюг)4. Все пробует на зуб: и сосну, и клен и дуб. (Пила).5.Без меня, как ни трудитесь, без обеда насидитесь (Газовая плита).6.Есть у моего Антошки только шляпка да железная ножка. (Гвоздь).7.Длинный носик, круглый бок в нем горячий кипяток, он шипит, кипит, всем чай пить велит. (Чайник).Это те предметы, которые могут быть опасными, играть с ними нельзя. Поэтому давай разложим их на 2 группы. Подойдите ко мне. Как можно назвать эти группы?Игра « Наведи порядок».1 группа:Инструменты - молоток, гвозди, пила, иголка,2группа: Бытовые приборы-утюг, электрическая плита, электрический чайникЕще есть группы предметов, которые могут представлять опасность. Посмотрите на слайды и назовите эти группы. (слайд на доске). Сначала картинки, затем группа.Столовые приборы: нож, вилка Домашняя химия: средство для мытья посуды, порошок Аптечка: таблетки, градусник, йод. Сейчас поговорим, о том, как надо себя вести в разных ситуациях, когда остаетесь одни дома.Вы читаете ситуацию, и говорите, какое правило здесь нарушено..1 Ребенок:Петя наш, в глазок не глядя,Дверь открыл чужому дяде.Стало в доме Пети голо,Нет ботинок выйти в школу! (Нельзя открывать посторонним дверь)2 Ребенок:В доме шум, и гам, и крик:-Срочно нужен мне парик!Ах, плохие эти спичкиСъел огонь мои косички! (Спички детям не игрушка).3 Ребенок:Вою я страшнее волка-Сел случайно на иголку.-Ох, прости же, братец Ваня,Шить не буду на диване! (Швейные принадлежности должны храниться в швейной шкатулке.На диване шить нельзя!).4 Ребенок:-Ну, пойдем со мной, Серега,Надарю игрушек много!Знаю, дядя, это-ложь,Нас таким не проведешь. (Нельзя идти куда –либо с чужими людьми.)5 Ребенок:Есть у ножниц два конца,Гвоздик есть и два кольцаНе проткнуть, чтоб мне живот,Дай их кольцами вперед! (правильно передавать острые предметы.Тупыми концами к человеку).6 Ребенок:Умудрилась наша СветаСъесть все мамины таблеткиЧуть живой едва осталась,Зато в «Скорой» накаталась. (Нельзя брать лекарства).Дополнительно:Игра « Добавь слово»А теперь я вас проверюИ игру для вас затею.Я задам сейчас вопросы-Отвечать на них непросто!-Если в дверь звонит звонок-Посмотри сперва в …(глазок)-Кто пришел к тебе, узнайНо чужим не (открывай),-Если нет глазка тогда«Кто там?» спрашивай (всегда)-А не станут отвечать-Дверь не вздумай…(открывать)-Если в дверь начнут ломитьсяТо звони скорей в (полицию).Молодцы справилисьИгра «Да или нет»Слушайте внимательно. Я буду говорить «детям можно», вы должны ответить «да»-если это можно делать в отсутствии родителей, и «нет»-если этого делать нельзя.Детям можно:*играть со спичками*рисовать*включить телевизор и отправиться на прогулку*играть в куклы*включать плиту*ремонтировать испорченный электрочайник*пользоваться ножом*играть с легковоспламеняющимися предметами* включать и пользоваться утюгомВикторина для детей и родителей «Один дома»Цель:1. Помочь детям в доступной и интересной форме усвоить правила безопасного поведения дома.2. Повышать педагогическую компетентность родителей.Задачи:1. Закрепить представления детей об источниках опасности в доме.2. Мотивировать на соблюдение правил осмотрительного поведения в потенциально опасных ситуациях на материале литературных произведений.Место проведения: зал детского сада.Вед.Мы начинаем Викторину, как говорится, в добрый путь!»Первое задание для команд: капитана выбираем и команду называем!»Команды выбирают капитанов и придумывают название своей команды. Ребята, бывают ситуации, когда вы остаетесь, дома одни, вы должны знать, как вести себя, чтобы не случилось беды.Сейчас ваши родители расскажут вам, чего не нужно делать, когда остаёшься дома один.Советы родителей:Вед:Дети, а вы знаете, как вести себя, чтобы не было пожара, чтобы не было беды?1. Нельзя палец или гвоздикВдруг в розетку нам совать –Электричество опасно –Это каждый должен знать!2. Деревянные сестричкиВ коробке - это спички.Вы запомните, друзья,Спички детям брать нельзя.3. Если близко телефонИ тебе доступен он,Нужно «ноль – один набратьИ быстрей пожарных звать!4. Если слаб огонь, скорейТы водой его залей.Но не вздумай воду литьТуда, где электричество!Телевизор и утюг, миксер и розеткуОбходите стороной, маленькие детки!5. Если же большой огонь,Дымом всё объято,Выбегать из дома вонНадо всем ребятамИ на помощь поскорейТы зови, зови людей.6. Если ты включил утюг,Убегать не надо вдруг.Закрывая в доме дверь,Всё ли выключил, проверь.7. Быть нельзя с огнём вблизи,Там, где краски, газ, бензин,Ведь о них нам не напрасноГоворят: «Огнеопасно!»8. Пусть помнит каждый гражданин:Пожарный номер – «ноль – один!»А чтоб не случилась в твоём доме беда,Советы взрослых слушай всегда!Вед:Не играй, дружок, со спичкой, помни ты, она мала,Но от спички-невелички может дом сгореть дотла.Пожар вызывают и электроприборы, когда остаются они без надзора!Ну-ка, милые ребятки, отгадайте-ка загадки!Кто резвее отвечает - балл за это получает! (1 фишка)Конкурс для детей «Огнеопасные загадки»Первая команда:- Рыжий зверь в печи сидит, но шипит, а не рычит.Он от злости ест дрова, целый час, а, может два.Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь. (огонь)- То назад, то вперед, ходит, бродит пароход.Остановишь – горе! Продырявит море! (утюг)Вторая команда:- Я мохнатый, я кудлатый, я зимой над каждой хатой,Над пожаром и заводом, над костром и пароходом.Но нигде-нигде меня не бывает без огня. (дым)- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)Вед:Да, в загадках вы сильны! Ну, а с книгами дружны?Конкурс для детей и родителей «Книги про пожар» (правильный ответ-фишка) Нужно отгадать из какого произведения цитатаПервая команда:- Море пламенем горит, выбежал из моря кит: «Эй, пожарные, бегите, помогите, помогите!»(К. Чуковский. «Путаница»)- С треском, щелканьем и громом встал огонь над новым домомОзирается кругом, машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом»)Вторая команда:-Что за дым над головой? Что за гром на мостовой? Дом пылает за углом.Что за мрак стоит кругом? Ставит лестницы команда, от огня спасает дом.(С. Михалков «Дядя Степа»)- Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице,Ищут давно, но не могут найти, парня какого-то лет двадцати.(С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)Вед:Ну-ка, ушки на макушки! Будем слушать мы частушки!Музыкальная пауза. Родители исполняют «Зажигательные частушки»- Для забавы, для игры, спичек в руки не бери,Не шути, дружок, с огнем, чтоб не пожалеть потом.- Сам костра не разжигай и другим не позволяй.Даже крошка-огонёк от пожара недалёк.- Ленту гладила Анюта и увидела подруг.Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар.- Мы частушки про огонь вам пропели дружно.Помнить правила все эти даже взрослым нужно.Вед:Буду вас я проверять, нужно хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья» или «Это вовсе не про нас, скажем хором мы сейчас!»Конкурс для детей «Дразнилки» (правильный ответ-фишка)Первая команда:- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим! "- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?- Кто играет утюгом, не боясь спалить весь дом?Вторая команда:-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?-Кто сам чайник наполняет, а потом его включает?Молодцы.Вед:Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег.Не смотри, не жди, не стой, а скорей залей водой!Эстафета для родителей «Потуши уголёк» (На скорость.)Участники команд строятся в колонны. Первым в руки дают ведерко. По сигналу первые игроки бегут через полосу препятствий к «очагу возгорания» и «выливают на него воду», затем передают ведро следующему игроку.Вед:А сейчас игра для наших ребят: «Если возник пожар»Эстафета для детейДети стоят в кругу. В руках у ведущего мяч. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворения и передать мяч другому ребёнку.Ответивший неправильно, выбывает из игры.Раз, два, три, четыре –У кого пожар? (в квартире)Дым столбом поднялся вдруг.Кто не выключил? (утюг)Красный отблеск побежал,Кто со спичками? (играл)Стол и шкаф сгорели разом.Кто сушил бельё над? (газом)Пламя прыгнуло в траву.Кто у дома жёг? (листву)Кто бросал в огонь при этомНезнакомые? (предметы)Помни каждый гражданин этот номер (ноль один)Дым увидел – не зевай и пожарных (вызывай)Вед:Утром, вечером и днём осторожен будь с огнем!Но если к вам пришла беда, позвони скорей туда. Знает каждый гражданин: этот номер (ответы детей). Газ на кухне, пылесос, телевизор и утюг пусть включает только взрослый, ваш надежный, добрый друг.Вед:Наши дети молодцы, храбрецы и удальцы!Но и разум должен быть, чтоб здоровье сохранить!Осторожность – не помеха! Там, где травма – не до смеха!Вед:Наши дети о пожаре рассказали нам немало!А опасные предметы не бросают, где попало? (ответы детей) Воспитатель:Ребята, опасности могут нас подстерегать не только из-за неправильного обращения с огнём, спичками, электроприборами и воспламеняющимися предметами.Вед:Ну что ж, продолжим наш рассказ,И вы узнаете сейчас, какие вещи можно брать,Какие нужно избегать.Беда может случиться и по другой причине. Существует много опасных предметов.- Какие опасные предметы вы знаете? (Ответы детей.)Родители:- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).Вед:Ребята, важно уметь правильно пользоваться опасными предметами, чтобы они стали друзьями, а не врагами.Игра «Выбери отгадку» конкурс капитанов.(Из карточек, разложенных на столе нужно найти картинку – ответ)Два кольца, два конца,А посередине гвоздик. (Ножницы.)Если остриём упрётся –Сразу дырочка найдётся. (Шило.)Есть у моего АнтошкиТолько шляпка да железная ножка. (Гвоздь.)Не хочу я молчать –Дайте вволю постучать!И стучит день-деньскойОн железной головой. (Молоток.)Я иголкина подружка,Только нет у меня ушка. (Булавка.)Я сижу в своём домишке,Не серди меня, мальчишка,Обращайся осторожно –Мной порезаться ведь можно! (Нож.)Конь стальной, хвост льняной,Подружись-ка ты со мной. (Иголка.)Очень хрупкая я – берегите меня,Если только разобьёте,Лишь осколки соберёте! (Стеклянная посуда.)Посмотрите на меня –Вся дырявая я,Но зато я ловкоТру тебе морковку. (Тёрка.)Что опасного во мне,Если супа нет на дне,Только если суп горяч –От детей меня ты прячь. (Кастрюля.)В брюхе жарко у меня,А в носу моём дыра,Когда всё во мне кипит,Из неё пар валит. (Чайник.)- Я подмышкой посижу и что делать укажу:Или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Градусник)- Принялась она за дело, завизжала и запела.Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)Вед:Дом в порядке содержи: и лекарства, и иголки, и «Доместос», и ножи ты на место положи.Конкурс для детей «Наведи порядок»Участники команд на скорость раскладывают картинки с изображением опасных (колюще-режущих, лекарственных, химико-бытовых предметов) и неопасных в разные промаркированные коробки.Вед:Ну, а если случилась беда,Если вдруг ты сильно упал,Обжёгся, иль ногу сломал,В тот же миг по телефону набериНомер «Скорой помощи» - «03».Дети читают стихи:Когда случается беда, медлить нам, друзья нельзя,Мы к телефону должны подбежать,И номер милиции быстро набрать.Этот номер «ноль – два»,Забывать его нам нельзя!Ведь недаром сторонится милицейского постаИ милиции боится тот, чья совесть нечиста.Вед:Есть средства дома очень разные, а иногда весьма опасные.Но забывать, друзья, не будем, опасны, могут быть и люди!Ведущий:А теперь я вас проверюИ игру для вас затею.Я задам сейчас вопросы –Отвечать на них не просто!Если в дверь звонит звонок –Посмотри сперва в (глазок,Кто пришёл к тебе, узнай,Но чужим не (открывай).Если нет глазка, тогда«Кто там?» спрашивай (всегда,А не станут отвечать –Дверь не вздумай (открывать).Если в дверь начнут ломиться –То звони скорей в (милицию!Вед.Если телефон звонит, кто-то в трубку говорит:Как тебя зовут, малыш? Дома с кем сейчас сидишь?И куда же я попал? Номер я какой набрал?Ничего не отвечай, срочно маму подзывай!Если взрослых дома нет, не веди ни с кем бесед.До свидания! – скажи. Быстро трубку положи!Вед: Люди очень любят сказки. В них находим мы подсказки:Всех ли можно в дом пускать, чтоб потом не пострадать?Конкурс для детей и родителей «Сказочная беспечность» (правильный ответ-фишка)С героями каких сказок случились неприятности из-за того, что они открыли дверь чужому или ушли из дома без разрешения старших?Участники команд отбирают из предложенных иллюстраций только те, в которых изображены доверчивые герои сказок, пустившие злодеев в дом. («Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот петух и лиса», Бабушка из «Красной шапочки» «Колобок», «Бармалей», «Гуси – лебеди», «О мёртвой царевне и семи богатырях»…Ведущий.читает отрывок из сказки. Дети показывают карточку с номером телефона, который должны набрать сказочные персонажи. Выигрывает ребёнок, который быстрее всех поднимет карточку.А рядом бегемотикиСхватились за животики,У них, у бегемотиков,Животики болят. (03)Я кровожадный, я беспощадный,Я злой разбойник Бармалей.И мне не надо ни мармелада.Ни шоколада, а только маленьких,(Да, очень маленьких) детей! (02)Бом – бом! Бом – бом!Загорелся кошкин дом! (01)Петушок, петушок, золотой гребешок,Выгляни в окошко, дам тебе горошку. (02)Вы, козлятушки, вы, ребятушки, отворите, отоприте,Ваша мать пришла, молока принесла. (02)Приоткрыла дверцу Лена –Соскочил огонь с полена,Перед печкой выжег пол,Влез по скатерти на стол. (01)Вед:Ребята, с вами ничего не случится, если вы будете слушать маму и папу.На Земле жизнь светла и прекрасна,Все мы дети природы родной.Но немало явлений опасныхУгрожают нам с вами бедой.Пред бедой не теряйся, будь смелым,Подави страх невольный в душе,Чтобы грамотно браться за дело,Юный друг, изучай ОБЖЛитература.1.Л.А. Парамонова «Истоки» - примерная общеобразовательная программаМосква, 2011г.2.Н.Н. Авдеева, Р.Н.Стеркина «Безопасность» - учебное пособие по основамбезопасности жизнедеятельности детей- Санкт-Петербург, 2002г.3.С.Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности для детейдошкольного возраста»- Санкт-Петербург, 2010г.4.Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» - Санкт-Петербург, 2010г.5.Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей3-7 лет» - Волгоград, 2009г.