Публикации
Приобщение дошкольников к миру профессий через организацию станций по профориентации
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение дошкольников к миру профессий через организацию станций по профориентации
Автор: Тюленева Лилия Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение дошкольников к миру профессий через организацию станций по профориентации
Автор: Тюленева Лилия Ивановна
«Приобщение дошкольников к миру профессий через организацию станций по профориентации»О.С., Трещейко, Л.И. Тюленева Образование в настоящее время является целостным процессом социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития. Ознакомление детей с трудом взрослых – это важное социально - эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, обогащения словарного запаса.Значимость работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.В дошкольный период у детей формируются общие компоненты трудовых действий (умение планировать, осуществлять запланированные действия, программировать результаты своей работы). При осуществление работы по приобщению детей к реалиям взрослого мира, профориентация способствует накоплению социального опыта, дает представления о взаимодействие в мире взрослых, а также учит сотрудничать со сверстниками и взрослыми.Детство! Пора мечтаний и грез, когда мечту можно воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – космонавт или даже президент.…Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, в связи с дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах трудовой деятельности. Профессиональная ориентация- это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. И начинать эту работу нужно с детского сада. Ребенок 5-7 лет уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной сфере. В детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний о той области которой он интересуется. В рамках преемственности по профориентации детский сад является начальной ступенькой в единой системе образования. Дошкольное учреждение – первый проводник в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и огромным выбором профессий. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; - не проработана система ознакомления дошкольников с миром профессий; - работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников не дает полного представления о многообразии профессий в том регионе где они проживают - нет преемственности в работе детского сада и школы. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путѐм спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся совмещать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.В своей педагогической практике широко используем "педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр". Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана совмещать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая технология обладает твердо поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности. Самое главное правило для взрослых: ребёнку недостаточно знать о профессии, в неё нужно поиграть!Немаловажную роль в раннем профориентировании дошкольников играет организация развивающей предметно - пространственной среды. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. Для качественного и успешного решения поставленных задач важным компонентом будет являться развивающая предметно-пространственная среда ДОО (РППС). Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Поэтому мы с коллегами нашего ДОУ разработали макет «Приобщение дошкольников к миру профессий через организацию станций по профориентации». Поэтому значимость нашего макета для развития системы образования очевидна, так как при его реализации создаются мобильные условия для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности. Согласно требованиям ФГОС ДО РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, позволять организовывать образовательный процесс через специфические виды детской деятельности — как совместной с педагогом, так и самостоятельной.Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом развития воспитанников конкретной группы, а так же развивающего потенциала игровых материалов.При создании целостной многофункциональной среды мы сталкиваемся с проблемой недостаточного места для размещения нужного игрового материала. Мы в своей практике используем несколько вариантов моделирования РППС. Игровые модули. Важно, чтобы один и тот же игровой модуль мог использоваться ребенком многократно, в зависимости от тематики игр. Это могут быть известные все модули из фетра. Игровой модуль «Парковка»: например, сверху на поверхность нанесена разметка улицы, которая используется в режиссерских играх детей при закреплении представлений о труде полицейского. Модули -трансформеры. Основное преимущество модуля в том, что они легкие, дети могут самостоятельно перемещать их по группе. Специальные соединители позволят менять размеры и форму модуля по желанию детей. Их удобно хранить. При выборе дизайна и темы для модуля - трансформеров мы учитываем игровые интересы воспитанников. На одну модуля - трансформер совместно с родителями сшили несколько тематических комплектов съемных элементов, например: «Мастерская», «Больница», «Театр», «Бензоколонка». К комплектам изготовлены дополнительные съемные элементы на липучках – деревья, листья разного цвета, цветы, окна, часы. С их помощью дети могут обновлять стандартное игровое оборудование и менять, по желанию, «интерьер» в сюжете игры. На внутренней стороне макета размещены карманы-органайзеры, которые обеспечивают доступность мелкого игрового материала и выполнят функцию хранения. Так же все комплекты и элементы хранятся в отдельных специальных коробках с маркерным обозначением. Таким образом, ранняя профориентация дошкольников - это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть креативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, креатив. Это поможет их дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет приносить удовлетворение и радость.Литература1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с. 2. Кузнецова С. Конкурс парикмахеров // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2019. – №6. – С.20-24. 3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 128 с. 4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 304 с. 5. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с. 21. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 240 с. 6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 2018. – 344 с.