Публикации Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»
Автор: Шарпак Анна Викторовна

Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой» В воспитании ребенка мы – воспитатели, и вы – родители имеем одну общую цель. Мы хотим вырастить личность, обладающую следующими качествами: доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие. Ребенок не рождается добрым или злым, хорошим, или плохим. То, каким ребенок станет, какие качества у него будут преобладать, когда вырастет зависит от нас и ближайшего окружения ребенка.Как вы думаете, откуда ребенок берет информацию, позволяющую получить знания о добре и зле, поступках хороших или плохих, формировании моральных качеств личности? – самый доступный способ это сказки,  которые взрослые читаю детям.Возьмем для примера народные сказки. Мы с вами на них выросли. Наши дети их с интересом слушают. Каждая сказка несет в себе определенный замысел и имеет глубокий смысл.    Например, сказка «Репка» учит быть трудолюбивыми, выполнять работу сообща и быть единым коллективом. Герои в сказке, только сплотившись, смогли достигнуть своей цели – вытянуть репку. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить и быть единым целым. Высмеиваются и пороки – страх и трусость в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие и послушание в народных сказках всегда вознаграждается («Крошечка Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»). Герои получают вознаграждение, и одерживают победу над злом. Сказка всегда хорошо заканчивается. Это дает нам уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, и никогда не нужно  пасовать  перед трудностями. Таким образом, читая определенные сказки, мы даем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, справедливостьи дружба.Методы и приемы работы со сказкой1.Беседа по сказке.Недостаточно только прочитать сказку. Стоит помнить о необходимости обсуждать с ребенком содержание. Обсуждайте прочитанное. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения. Задавайте побольше вопросов.Например:  кто главный герой?Кто из героев тебе понравился? Почему?Поступок сказочного героя хороший или плохой?Как бы ты поступил, оказавшись на его месте? И др.Такие вопросы помогают проанализировать поступки героев, помочь сделать выводы.2. Пересказ сказки. Использование мнемотаблиц.Мнемотаблицы представляют собой последовательность иллюстраций. Их использование помогает воспроизвести содержание сказки в хронологической последовательности. Такие задания способствуют развитию зрительной памяти.3. Драматизация сказки.Дети привлекаются к инсценировке и постановке сказочного действия. Используются маски, костюмы, применяется характерные движения, мимика и интонация. Все это помогает вжиться в роль и почувствовать себя тем или иным героем.4. Составление словаря по сказке.Дети совместно с воспитателем находят в тексте непонятные, устаревшие слова и прорабатывают их. Дети знакомятся с лексическим значением слова, приводят аналогию современных слов. Взрослому необходимо подкрепить эти знания иллюстрациями.5. Создание иллюстраций к сказке.После прочтения сказки, детям предлагается нарисовать ее. Причем они самостоятельно выбирают сюжет, технику исполнения и материал. Такие задания развивают моторику, воображение и память.6. "Помоги героям найти свое место".Данный прием представляет собой полную противоположность использованию мнемотаблиц. Детям предлагаются сюжетные картинки одного действия. Необходимо расставить их в хронологической последовательности.7. "Помоги героям найти свою сказку".Детям для ознакомления предлагаются художественные иллюстрации по сказке. Нужно вспомнить и назвать из какой сказки эта картинка.8. «Что потом?»До 5 лет у детей развивается воображение. Можно вместе с ребенком поиграть в игру «Придумай концовку». Взрослый при прочтении сказки останавливается перед развязкой, и предлагает ребенку самому сочинить и додумать концовку. Стоит настраиваться на положительный итог. Такие упражнения очень полезны для формирования воображения и мышления.9. Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные сказки.Сказки помогают ребенку развиваться, учат полезному. Ребенок, регулярно слушающий сказки вырастает более спокойным, эмоциональным, всесторонне развитым.«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок» - Альберт Эйнштейн