Публикации «Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению?»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению?»
Автор: Халисова Эльмира Каримовна

«Каким образом учитель может развивать у школьников мотивацию к учению?» Выполнила: Халисова Эльмира Каримовн, учитель математики МБОУ "СШ №2-многопрофильная им. Е.И.Куропаткина"Пояснительная записка При организации учебной деятельности учитель больше всего озабочен учебной мотивацией учеников. Мотивация - это создание у учащихся интереса к изучаемому материалу и его дальнейшее поддержание. (Слайд 2) Для того чтобы учение стало успешным и осознанным, ученик должен понимать, зачем нужен материал, который он изучает. Нужный мотивационный тип определяется как возрастом учащегося, так и содержанием самого материала. Высокий мотивационный тип только тогда осуществляется, когда ученик хорошо понимает изучаемый материал. Для учебной мотивации и формирования умения учиться, а также для развития творческих способностей учеников я применяю различные приёмы и методы, которые ученикам помогают не только усваивать учебный материал, но позволяют также делать это с увлечением и интересом. Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка с целью повышения качества образования по данному учебному предмету, - определила для себя основные задачи: • Изучить соответствующую методическую литературу о роли эффективной мотивации в познавательной деятельности, познакомиться с системой стимулов, имеющихся в дидактике, которые позволяют побуждать школьников к познавательной и учебной деятельности. • Обеспечить школьников необходимым инструментарием универсальных учебных действий, которые им необходимы для преодоления трудностей познавательной деятельности и усвоения всего материала, предусмотренного программой, а также для подготовки к государственной итоговой аттестации по предмету. • Ввести в своею работу такие педагогические методы, технологии и приёмы, в основании которых лежит деятельностный подход в преподавании русского языка, который позволит школьникам из пассивных исполнителей и слушателей превратиться в активных деятелей, которые были бы замотивированы на достижение определённых результатов. (Слайд 3) Предлагаемые задания учитель использовать может на любом этапе урока, самое важное - это дать учащимся наблюдать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы; открывая тем самым законы русского языка и литературы. (Слайд 4) Основная часть В преподавании русского языка и внеурочной деятельности по этому предмету я использую такие приемы, которые развивают мотивацию: создаю такую ситуацию, в которой ученик чувствует себя успешным, использую проблемное обучение, а также стараюсь каждодневный урок сделать интересным, конечно же соответствующим программе, но в то же время таким, который вызовет у детей эмоциональный отклик, организую на уроках и внеурочной деятельности творческую работу в группах, на уроках руководствуюсь принципом наглядности, использую интернет – ресурсы и электронные презентации, стараюсь часто использовать все возможности внеклассной деятельности в своей работе: это участие в различных конкурсах, а также работа по интересам. Внеклассная работа, тесно связанная с обязательной программой, реагирует на изменение методов обучения и содержания и приводит свои приёмы в соответствие с требованиями сегодняшних дней, поэтому на своих уроках я применяю игровые формы в состязательного. Также школьники активно занимаются дома на платформе «Учи. Ру», где им предлагаются задания на пройденные темы, но в более интересной игровой форме. Учитель-предметник может наполнить любую из таких работ своим содержанием, где их можно использовать для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, интеллектуального и творческого развития. На же уроке я применяю различные методы и приемы обучения. Разнообразие поощряет учащихся к деятельности, мотивирует их работу. Стараюсь применять к обучению деятельностный подход. (Слайд 5) Вызвать положительный мотив у школьника на каждом этапе урока возможно лишь вовлечь его в активную деятельность, которая актуальна и интересна ему самому. Этому очень хорошо помогают различные игровые приемы либо создание проблемной ситуации, такие, например, как «Синтаксическая эстафета», «Орфография до первой ошибки», «Падежи по вариантам», «Верное и ложное утверждение», «Четвёртый лишний», синквейн. Детям тяжело сидеть на одном месте по 40 минут, а эти приёмы позволяют им подвигаться, побегать, разнообразить вид деятельности. Также очень интересен ученикам такой приём, как «Разгадывание кроссворда» и «Составление вопросника по прочитанному тексту». Эти приёмы интересны тем, что обучающие сами составляют и вопросы, и ответы на них. Школьник, составивший свой вопросник, находится в роли преподавателя и выбирает сам, кому задать свой вопрос. За правильные ответы учащиеся получают баллы, которые подсчитываются в конце урока. Таким образом, ученики и играют, и учатся одновременно. Таким способом можно замотивировать учеников прочитать произведение, так как никому не захочется попасть на уроке впросак. Создание своего текста также можно считать речевой деятельностью. Только при создании личного текста ученик применяет правила и постепенно усваивает их, а если им дать возможность на уроке читать свои работы всему классу, то с ними будут происходить значительные изменения. Совсем другим будет и отношение к своему труду: ведь не одно и тоже положить её учителю на стол и знать, что никто кроме него эту работу не прочитает, и совершенно другое - представлять на суд одноклассников свои мысли, а мнение сверстников для подростков очень важно. Это с течением времени приведёт к тому, что ученики не будут списывать сочинения и будут стараться их редактироваться, постепенно появиться такая необходимость, как проверка правильности написания слов и предложений. Один из важных моментов мотивации – это умение ставить перед собой цель и определять зону ближайшего развития, а также понимать, зачем необходимо писать грамотно. Цель, которая поставлена перед учениками учителем, должна также стать и его целью. Для превращения цели в мотивы-цели очень важно осознать ученику свой успех. (Слайд 7) Для развития подобных умений использовать можно такие приёмы, как: 1 Похвала является самым сильным инструментом учителя, если этот инструмент будет правильно применён. 2 Коллективная похвала. Каждый ученик желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди своих одноклассников. Будет хорошо, если хвалить школьника за его достижения целым классом. 3 Прием «Эврика». Его сущность находится в том, что учитель такую ситуацию создаёт, в которой ученик к интересному выводу приходит сам и раскрывает до сих пор незнакомые ему собственные личностные качества. 4 Задания разной сложности. Этот прием каждому ребенку разрешает выполнить посильное ему задание, при этом более сильные ученики могут показать свои знания, а средние отличиться каким-либо творческим походом. Как сильные, так и слабые школьники смогут получить удовлетворение от выполненного ими задания. 5 Самостоятельный выбор задания. Ученикам предлагается выбрать задание для себя самостоятельно. Содержание этого задания должно быть примерно одинаковым, но ученики могут выбрать сложность выполнения, объём, а также выбрать индивидуальное задание либо работу в группах, либо в парах, а также подготовку самостоятельно или с помощью учителя. 6 Обучение самовнушению. Элементы самовнушения включать можно в физкультминутки, с подобного приема можно начать урок либо его практическую часть. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём помогает росту уверенности школьников в своей лингвистической компетенции. Говоря о развитии познавательной активности на уроке, нужно также отметить и роль ИКТ в процессе образования. Применение средств ИКТ на уроках – это очень эффективный метод для формирования познавательной деятельности, а также для организации учебной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок современным и привлекательным, обучение происходит индивидуально, а подведение итогов и контроль проходят объективно и своевременно. Презентации дают возможность окрасить материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. С помощью ИКТ возможно показать в презентации различные занимательные формы обучения на уроках: конкурсы, игры-упражнения, игры-путешествия, загадки, курьёзы. Это, в общем, создаёт положительный эмоциональный настрой на уроке, а также располагает к выполнению задач, которые считаются детям трудными, а порой даже непреодолимыми. Использование презентаций на уроке является применением наглядного метода иллюстраций в тесной взаимосвязи с другими методами, а иллюстрации нужны тогда, когда объект изучения недоступен, а слов учителя недостаточно, чтобы дать представление об изучаемом предмете. По сравнению с традиционной формой ведения урока, которая заставляет учителя постоянно применять доску и мел, использование презентаций поможет освободить большой отрезок времени, которое можно употребить для объяснения дополнительного материала. (Слайд 8) Проблемность обучения также является мощным стимулом для мотивирования школьников. На каждом из этапов урока нужно использовать проблемные задания. Если учитель это делает, то мотивации учащихся обычно находятся на довольно высоком уровне. Основная движущая сила проблемного, поискового обучения – это система интересных вопросов, исследовательских проектов и творческих заданий, которые ставятся перед учениками. Тут важно широко использовать вопросы, адресованные ученикам, где сталкиваются противоречия, ведь необходимость преодолеть противоречие является самым мощным двигатель мысли. Также действенным способом для мотивации учеников является проектная деятельность. Это педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию имеющихся знаний, а на их приобретение путем самообразования и нового применения. Этот метод дает простор для творческой инициативы учащихся и учителя, что подразумевает их дружеское сотрудничество этим создается положительная мотивация ребенка к учебе. Типология проектов очень широка, по количеству участников существуют коллективные проекты и монопроекты, также по временной протяженности они могут быть самыми различными, в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как группа ребят, так и один ученик. Можно также создавать межпредметные и монопредметные проекты. На практике реализация метода проектов ведет к изменению позиции учителя. Из носителя знаний он становится организатором учебно-познавательной деятельности своих учеников. На уроках русского языка школьники могут делать разные проекты: создавать схемы, словари, сообщения по истории слов и фразеологизмов, а также сочинения на лингвистические темы и проекты учебных пособий. (Слайд 9) Учебное исследование – это не только интересный труд, исследование позволяет сделать учителя и обучающихся равноправными участниками, соавторами научного поиска и открытия. Местный языковой материал можно последовательно и систематически включать как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, во внеурочную и урочную деятельность обучающихся. Введение регионального компонента имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, оно решает следующие задачи: • знакомство обучающихся со структурными и функциональными особенностями языка; • обогащение словарного запаса за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической; • на основе погружения в язык расширение знаний учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях народов; • получение сведений по исторической ономастике, топонимике. Продуманное включение краеведческих сведений в структуру уроков русского языка, использование краеведения в процессе внеклассной работы позволяет учителю формировать интерес школьников к языку, воспитывать у них потребность изучать живое русское слово. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Язык, сохраняющий в себе духовное богатство, свежесть мышления, изобретательность не где-то далеко, а в речи рядом живущих соотечественников, не чьих-то, а наших собственных предков, - есть одна из реальных сил, возрождающих нашу Родину. Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства, которые совершенствуют учебный процесс: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм коллективной, индивидуальной и групповой работы. Конечно, крайне необходимо обеспечить равновесие между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, а также между индивидуальной и совместной формами работы. Использование современных средств оценивания мотивации учения позволяют осуществлять взаимодействие с коллегами, которое будет направлено на развитие учебной мотивации, так как многие проекты мероприятий имеют тесные межпредметные связи и могут проводиться совместно с учителями других преподавательских направлений. Этап учёта знаний, умений, навыков школьников также необходим в процессе обучения и позволяет контролировать результаты этого процесса. Внедрение наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков форм нетрадиционных сильно повышает уровень владения этими знаниями, так как даёт школьнику мотивацию обучения и прививает интерес к предмету. Чем чаще проверяется и оценивается работа учеников, в том числе и самими школьниками различными взаимопроверками, учителем, обучающими устройствами, тем интереснее им будет работать. К составлению контрольных заданий необходимо подойти творчески, для того, чтобы учащиеся убедились в том, что интересно не только учиться, но и демонстрировать и применять свои знания. (Слайд 11) Немаловажно также мнение родителей об уровне преподавания предмета в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Мною часто проводится опрос родителей, чтобы изучить их удовлетворенность уровнем преподавания предмета. Уважительное отношение родителей учащихся к предмету и осознание ими важности изучения русского языка в образовании их детей, конечно же, оказывает необходимое влияние на развитие мотивации к изучению моего предмета. Только при сотрудничестве всех участников образовательного процесса поможет школьникам найти свое место в классе, определить направление общественной и учебной деятельности, удовлетворить в полной мере свои потребности и стать разносторонне развитой личностью. (Слайд 12) Заключение Таким образом, обучение только тогда для детей будет привлекательным и радостным, когда они будут учиться сами конструировать, проектировать, исследовать, открывать, одним словом познавать мир в прямом смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, физических, умственных, духовных, а возможно это лишь в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. Эффективное педагогическое взаимодействие с учащимися возможно только лишь с учетом особенностей их мотивации. Важный путь воспитания полноценной мотивации -это не только создание благоприятного климата, а включение школьников в реальные виды деятельности способы взаимодействия с окружающими. В то же время, глубокое понимание педагогом мотивов поступков учеников, знание методов корректировки мотиваций, основанных на развивающем обучении и активное использование их в своей педагогической деятельности не может не принести результатов! Литература: 1. Искусство возбуждения, или Как пробудить у школьников желание учиться. И. Гликман./ ж-л «Директор школы» № 2, 2003. – с.51-60. 2. Мотивация как система стимулов. Н. Скороходова./ ж-л «Сельская школа» №1, 2004. – с.101-106. 3. Диагностика и анализ учебного процесса. А. Глушенкова./ж-л «Завуч» № 2, 2005. – с. 40 - 44. 4. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. Ф. Черноусова, И. Круть./ ж-л «Завуч» № 8, 2003. – 2. 107 – 117. 5. Программа работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию./ ж-л «Завуч» № 8, 2004. – с. 74 – 75. 6. Мотивация достижения успеха./ журнал «Завуч» № 6, 2004. – с. 24 – 29.