Публикации Ранняя профориентация через сюжетно-ролевую игру

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ранняя профориентация через сюжетно-ролевую игру
Автор: Покидько Ирина Васильевна

Ранняя профориентация через сюжетно-ролевую игруАннотация. В статье представлен инновационный проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста. В ней отмечена важность использования сюжетно-ролевой игры как средства раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников. Представленный инновационный проект будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из важных направлений государственной социальной политики. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на Формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, как основы будущей профилизации, побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества, формирование оптимистичной самооценки и уверенности в себе необходимо осуществлять на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализовывать в разнообразных формах работы с детьми, но прежде всего, в игровой. Одна из задач современной ДОО – создать условия, обеспечивающие формирование у детей представлений о мире профессий. Однако, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, которая может явиться особым способом руководства психическим развитием ребенка в ходе организации его возрастного развития. Игра в дошкольном детстве – ведущий вид деятельности ребенка. В играх воспитанники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра – то первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов)Так в сюжетно-ролевой игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость поиска новых подходов к ознакомлению детей с миром профессий. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации формирование позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду через решение следующих задач: - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с миром профессий как компонент трудового воспитания в детском саду сегодня не только не утрачивает своей актуальности, но и наполняется новыми смыслами: ценностными, концептуальными, технологическими. В связи с вышеизложенным, возникла идея создания инновационного проекта: «Сюжетно-ролевая игра дошкольников как средство ранней профессиональной ориентации»Целью стало: создание условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий посредством сюжетно – ролевой игры в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями.Перед собой мы поставили следующие задачи:1. Изучить нормативно-правовую и методическую литературу по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников». 2. Создать методические рекомендации на тему «Формирование представлений о мире профессий посредством сюжетно – ролевой игры у детей дошкольного возраста». 3. Создать мобильную развивающую предметно-пространственную среду (комплекс «Мир профессий»), удовлетворяющую образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОО с углубленным изучением конкретной профессии. 4. Повысить уровень заинтересованности родителей в вопросах приобщения детей к игровой деятельности.5. Повысить уровень знаний воспитанников в вопросах формирования представлений о мире профессий посредством вовлечения в сюжетно-ролевую игру.В рамках подготовительного (информационно-аналитического) этапа была создана нормативно-правовая база проекта, разработано положение о творческой группе, проведён первичный мониторинг (педагогов, детей, родителей), создан мобильный комплекс «Мир профессий». Данный мобильный комплекс представлен не только атрибутами, спецодеждой к разным видам профессий, но и материалами по истории возникновения, становления профессии наряду с современным уровнем развития производства; конспектами, презентациями и виртуальными экскурсиями. Конспекты проведения игр составлены с учетом возрастных особенностей, учитывая основной педагогический принцип «от простого к сложному».На основном этапе был проведен ряд мероприятий.1.Для педагогов: - круглый стол «Основные направления деятельности с воспитанниками дошкольного образования по профориентации»;- творческая лаборатория «Эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста»;- семинары: «Развивающая предметно-пространственная среда направленная на активизацию профориентациии», «Формирование культурных практик у дошкольников», «Активизация интереса детей дошкольного возраста к миру профессий по средствам праздников и развлечений», «Профориентационная сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников», «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах решения проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста»; - мастер-класс «Профориентационные игры как средство формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста»; - создание интерактивных обучающих игр для детей старшего дошкольного возраста; - деловая игра для педагогов «Калейдоскоп профессий»; - педагогическая мастерская «Панорама положительного опыта «Формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста». 2.Для родителей воспитанников: - оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;- проведение родительского собрания «Ранняя профориентация детей в дошкольном возрасте»; - дискуссионная площадка «Кем быть?» - обсуждение оформления развивающей среды с учетом ранней профориентации дошкольников;- конкурс рисунков и поделок на тему «Такие разные профессии»;-праздник-развлечение «Профессий много разных есть и все они нужны».В рамках этого этапа с детьми была апробирована работа с мобильным комплексом «Мир профессий». 3. Проведен мониторинг реализации проекта. 4. Разработаны методические рекомендации по работе с мобильным комплексом «Мир профессий», которые явились продуктом данного проекта.Результатами заключительного (презентационного) этапа стали систематизация и обобщение полученных данных проекта, их статистическая обработка, осуществление презентации полученных результатов. Таким образом, нами были созданы условия, обеспечивающие формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий посредством сюжетно – ролевой игры в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями. Это говорит о том, что цель проекта была нами достигнута в результате взаимодействия всех его участников. Проведённая работа позволяет нам сделать вывод: сюжетно-ролевая игра является проводником детей в профессии взрослых: через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.