Публикации Доклад «Предметно – развивающая среда по нравственно - патриотическому и духовному воспитанию в группе с учётом ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад «Предметно – развивающая среда по нравственно - патриотическому и духовному воспитанию в группе с учётом ФГОС»
Автор: Мельникова Любовь Леонидовна

«Предметно – развивающая среда по нравственно - патриотическому и духовному воспитанию в группе с учётом ФГОС»Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».Понимая важность этого вопроса, мы проводим работу по нравственно-патриотическому воспитанию не только старших дошкольников, но и вводим начала социально-нравственного воспитания в младшем и среднем возрасте. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.Поэтому, нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование бережного отношения к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам. Формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту.Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада. Правильно организованная развивающая среда в группах позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки.В старшем возрасте созданы уголки нравственно-патриотического воспитания. Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России.Родной край  — иллюстрации, фотоматериалы, тематические  папки на темы  «Знаменитые земляки»,  «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», подбор стихов о  крае,  карта края,  символика  края (флаг, герб). Карта России (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны; символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему«Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме и т. п.Приобщение к истокам русской народной  культуры — иллюстрации  итематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).Великие соотечественники - портреты, художественная литература,рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.        Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира,  их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.Изготовление  дидактических пособий по нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад;  различные виды театра по русским народным сказкам; создание макетов климатических и природных зон с представителями флоры и фауны, уголки по изобразительной деятельности в виде творческих мастерских.Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал. С целью пополнения развивающей среды приобретаются настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие. Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Для нравственно-эстетического развития детей в группе организован музыкально-театральный уголок, в котором подобраны соответствующие пособия, маски сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.   Уголок нравственно - патриотического воспитания постоянно пополняется: символикой страны, области, родного города; альбомами с фотографиями родного города, столицы области, страны; книгами писателей родного города; литературой по патриотическому воспитанию. На полочке красоты выставляются изделия декоративно-прикладного искусства. Проводятся беседы о работах народных мастеров, в которых помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины». Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованная работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальная и физкультурная ОД, праздники и развлечения. В ОД  по физическому развитию разучивайте подвижные народные игры, по музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. В ОД по изобразительной деятельности знакомьте детей с разными видами народной росписи. Знакомство с историей Родины начинается с занятий, которые помогают обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого детям проводят беседы «Мой дом, моя семья».  Показываются иллюстрации, оформляются семейные фотоальбомы. После приобщения детей к истории рода начинается их знакомство с историей и достопримечательностями родного города, необходимо организовывать прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаются рассказами воспитателей о происхождении названий улиц, о труде взрослых. Для того чтобы экскурсии стали безопасными в группах создали уголок безопасности, где совместно с детьми изучаются правила дорожного движения. Воспитатели с детьми старшего возраста посещают городской краеведческий музей, музей, археологический музей, где знакомятся с историей города. Через чтение литературы, оформление альбомов, планов, макетов, рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций воспитатели знакомят дошкольников с предприятиями города. Свои знания дети проявляют в творческих играх «Улица», «Путешествие по родному городу». Занятия, беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединены с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков. По традиции в День защитника Отечества в детском саду проводятся тематические досуги, в канун 9 мая организуются экскурсии к Вечному огню. Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем необходимо проводить экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, исследования, опыты и мини-походы. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов.  В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на интегрированные занятия. В детском саду стали традиционными проведение досуги ко Дню матери, игры-путешествия, экскурсии, государственно-гражданские праздники, международные праздники: Международный женский день, День защиты детей, выпуск в школу, а также народные и фольклорные (Святки, Коляда Масленица), конкурсы поделок из природного материала, выставки детского творчества.Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».