Публикации
Экологическое воспитание на уроках биологии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание на уроках биологии
Автор: Голева Марина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание на уроках биологии
Автор: Голева Марина Васильевна
Экологическое воспитание на уроках биологииГеография и биология – одни из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Главный объект исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия. Школьный курс географии и биологии обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников.Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе учителя биологии и географии творческий подход к организации учебной деятельности. В процессе формирования экологических знаний на уроках можно использовать следующие методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся:наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических и абиотических компонентов природных систем и влияние на них деятельности человека; экспериментирование: формулирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов; мониторинг за состоянием окружающей среды: взятие проб, учет биологического разнообразия, формулирование выводов; владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков; моделирование проектов решения экологических проблем; анкетирование, опрос, беседы. По форме проведения уроков экологической направленности применяются разнообразные способы: уроки заочного путешествия, семинары, ролевые и деловые игры, практикумы, дискуссии, коллективные и индивидуальные проекты.Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение прилегающего участка, расчистка территории от мусора);- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов);- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала). При изучении курса уделяется большое внимание экологическим проблемам своего города, района, края. Отношение человека к окружающей среде воспитывается с первых лет обучения его в школе. Экологическое воспитание носит межпредметный характер и рассматривается под углом зрения различных предметов. Однако лишь курсы географии и биологии рассматривают экологические проблемы на трёх уровнях: глобальном, региональном и на основе краеведческого подхода - локальном.Существенным моментом в экологическом воспитании школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой, формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания самой ценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы.Средний школьный возраст - благоприятный период для формирования основ экологической культуры, характеризирующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.