Публикации ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич

Подходы к формированию и развитию системы дополнительного образования школьников по направлению «Техносферная безопасность»Образовательный процесс в условиях социокультурных изменений современного мира претерпевает перестройку. Введение Федеральных государственных стандартов третьего поколения позволяет, по мнению Поливанова К.Н., «…формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Внеурочной деятельности школьников в данной системе уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Данный вид деятельности должен идти через различные виды коммуникации: учитель-ученик-родители.Для реализации внеурочной деятельности школьников применяются следующие виды деятельности:- игровая;- познавательная;- проблемно-ценностное общение;- досуговое общение;- художественное творчество;- социальное творчество;- трудовая (производственная) деятельность;- спортивно-оздоровительная деятельность;- туристско-краеведческая деятельность.Все виды внеурочной деятельности неразрывно связаны между собой, следовательно все направления внеурочной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующей программы, а разработка и реализация форм внеурочной деятельности основывается на видах деятельности.Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс. Однако, интерес к проблеме техносферной безопасности, наблюдается и у учащихся старших классов. Решить проблему позволяет создание творческих исследовательских групп, работающих по проблеме. Деятельность таких групп позволяет учителям различных предметных областей и учащимся консолидировано создавать реальные проекты с элементами научного исследования. Возрастная задача профессионального самоопределения старших школьников с одной стороны индивидуализирует его развитие, с другой создает устойчивый интерес к метапредметному знанию, расширяет круг источников знаний, к которым обращается ученик. Проектная деятельность позволяет сделать шаг в этом направлении. Она позволяет побудить интерес школьников к научно-исследовательской деятельности – иному виду деятельности, ориентированному на другие типы результатов. В ней формируются исследовательские навыки – анализа, сравнения, сопоставления гипотез и т.д. Исследовательская деятельность на выходе имеет новое знание. Необходимо рассмотреть отношение учебной и проектной деятельности школьников. В учебной деятельности учащийся работает с учебным содержанием на строго отработанном учебном материале под прямым руководством педагога, в проектной же деятельности складывается иная ситуация. Проектирование – это обязательно практическая деятельность, она в меньшей степени регламентируется педагогом. Проектирование позволяет развивать способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач. Эти способности формируются в разнообразных видах деятельности. Школа может создать условия для развития таких способностей в иной, чем традиционная форма классно-урочной системы, в частности в проектной деятельности в общей системе дополнительного образования учебного заведения.Юношеский возраст, в отличие от подросткового предполагает не просто приобретение опыта. Теперь уже необходимо делать осознанный выбор, причем не только в безопасных школьных ситуациях. В старшей школе образовательный процесс необходимо строить как набор мест, в которых ученику предоставлена возможность самостоятельно действовать и постепенно учиться нести ответственность за сделанное. В сегодняшней школе ученику предоставляется возможность самостоятельно формировать индивидуальный образовательный маршрут. К моменту окончания основной школы у подростка уже формированы определенные предметные предпочтения, и он готов детально учиться по предметам избранной им образовательной области. Но этот выбор еще не является действительно обоснованным. В старшей школе ему и предстоит убедиться в правильности своего выбора, или, напротив, отказаться от него.Какие же условия способствуют решению этой проблемы? Во-первых, это ситуация свободного выбора курсов, которые предстоит изучать как в основное время, так и в дополнительное. Во-вторых, возможность отказа от сделанного выбора и смена вектора индивидуального образовательного (точнее будет сказать – развивающего) маршрута. В противном случае ученик лишается наиболее важного компонента решения возрастной задачи – профессионального самоопределения.Рассмотрим курсы, предлагаемые современной школой. Это, прежде всего, базовые курсы. Их выбирают те, для кого данный курс не является профильным. Они соответствуют традиционным курсам при условии более жесткого отбора и минимализации объема. Важнейшим в этих курсах является точное и понятное требование к результату. Участники образовательного процесса должны четко понимать, что именно они должны изучить. Профильные курсы выбирают школьники, определившие свои познавательные интересы. При изучении этих курсов внимание уделяется данной области знаний. Их отличает направленность на изучение основ наук, овладение предметными знаниями. И, наконец, элективные курсы. Они обычно посвящены узкой проблематике, лишь обозначенной в профильном курсе. Таким курсом в старшей школе и является «Техносферная безопасность».Психологическим содержанием проектной и научно-исследовательской работы по данному курсу является сложный дизайн образовательной траектории. Предпочтительной является самостоятельно выстроенная (при консультативной помощи педагога-модератора) индивидуальная образовательная траектория. Условием возможности подобной самостоятельной работы является межпредметная база, создаваемая педагогами, участвующими в реализации проекта.Работа в группе «педагоги-учащиеся» позволяет развить у учащихся коммуникационные компетенции. Командные формы практически неотъемлемая черта любой деятельности. Многие современные специалисты тратят много времени и, что не менее важно, средств на возможность развить данную компетенцию на разнообразных тренингах. В групповой работе прежде всего развивается умение работать в команде. Это умение не складывается стихийно. Команда всегда формируется под определенную задачу. В проектировании такие задачи сменяют друг друга, реализуясь по значимости, срочности, степени привлекательности, ответственности и т.д. По мере смене задач группы переформировываются, меняется модератор. Это не значит, что всякий раз необходимо менять персональный состав участников группы, просто роли становятся более подвижными. Внутри группы должно происходить перераспределение обязанностей. Когда преподаватель только начинает работать в такой системе он тренируется на коротких проектах, где группа небольшая, шагов исполнения – один-два, а распределение обязанностей в группе может и не меняться. Но постепенно необходимо усложнять задачи, менять цели, и на этом этапе развития понадобится перераспределение обязанностей в группе. Когда проблема лидерства и распределения обязанностей становиться больной, это сигнал того, что группа не работает как команда. Такая ситуация требует педагогической коррекции, вплоть до переформирования группы или изменения содержания деятельности. В данной ситуации успех зависит исключительно от профессионального мастерства педагога. Активное внедрение во внеурочной деятельности учащихся старших классов проектной деятельности приводит к реорганизации образовательного пространства. Расширяются требования к организации доступа к различным информационным ресурсам. Проектная деятельность целиком ориентирована на получение заранее очерченного продукта. Целевой характер проектной деятельности способствует воспитанию инициативности, ответственности, самостоятельности, формированию способности к учету интересов другого человека. Литература1. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М. : Просвещение, 2011. 190с.2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011, 192 с.