Публикации Использование БОС технологии в рамках коррекционной работы с детьми с ТНР в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование БОС технологии в рамках коррекционной работы с детьми с ТНР в начальной школе
Автор: Гончарова Ксения Александровна

Использование БОС технологии в рамках коррекционной работы с детьми с ТНР в начальной школеФормирование речевого дыхания в работе логопеда обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения, что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Использование логотерапевтического метода БОС на  логопедических занятиях с детьми с ТНР в начальной школе дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также успешно формировать новый, устойчивый стереотип речи.[3]По данным Википедии биологическая обратная связь ( biofeedback) — , включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи , организованной преимущественно с помощью  или компьютерной техники, предъявляется  о состоянии и изменении тех или иных собственных  процессов [1].Используются зрительные, слуховые, тактильные и другие сигналы-стимулы, что позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки и повышения  регуляторных механизмов.БОС-процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов в заданной области значений. Другими словами, БОС-интерфейс представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы. Таким образом в течение курса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить данный физиологический показатель, а значит, уровень тонической активации той регуляторной системы, чью активность данный показатель отражает.Например, обучение с помощью БОС-метода произвольно повышать температуру кончиков пальцев приводит к снижению симпатикотонии и купированию  периферических сосудов [2].Использование БОС в школьных условиях обеспечит создание здоровьесберегающей среды, поможет решить задачи коррекции таких часто встречающихся нарушений, как снижение концентрации внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения, логопедические проблемы. Значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки преодолеваются легче за счёт нормализации функционального состояния, что позволяет школьникам успешнее адаптироваться к учебному процессу [2].В своей работе учителя-логопеда, я использую также логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой компьютерную приставку, работающую под управлением программы по коррекции устной и письменной речи детей с речевой патологией. Основной целью создания компьютерного тренажера являлось дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи учащихся начальной школы (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Тренажер также может быть использован при обучении грамоте в школьных общеобразовательных учреждениях.С помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» можно решать следующие задачи логопедической работы:-коррекция речевого дыхания;-коррекция силы голоса;-работа над устранением назального оттенка голоса;-коррекция произношения гласных и согласных звуков;-отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;-отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;-работа над звукобуквенным составом слова;-работа над слоговой структурой слова;-формирование обобщенного лексического значения слова;-коррекция лексико-грамматической стороны речи;-работа над морфологическим значением слова;-формирование и развитие навыка чтения;-расширение словарного запаса;-работа над построением плана речевого высказывания;-развитие связной монологической речи и т.д.Тренажер позволяет:-внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;-многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;-использовать различный стимульный материал — картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;-работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;-одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ученика.Для облегчения работы с тренажером в обучающей программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как правило, дублируют друг друга, что позволяет работать с тренажером без звукового сопровождения. Это особенно важно при групповых занятиях.Показаний к применению данного метода, очень много, в логопедии это преимущественно дизартрия, заикание, ринолалия, ринофония, нарушение темпо ритмической стороны речи (тахилалия, брадилалия), нарушение звукопроизношения, алалия.На заключительных этапах работы с детьми логопатами, можно отметить, что дети стали менее тревожными в общении со сверстниками, у них улучшилось психэмоциональное состояние, речь стала более спокойной и понятной. Можно сказать, что 80% задач, поставленных в начале курса, были выполнены.Литература:
  • Диагностика и коррекция психофизиологического состояния: методическое пособие. – СПб., 2004.
  • Сметанкин А.А. Оценка эффективности «Уроков БОС- Здоровье». -СПб.: Питер, 2006.
  • Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях. - СПб.: Питер, 2003.
  • Электронная энциклопедия Википедия [электронный ресурс]. Режим доступа: