Публикации
Методическая разработка занятия "Заговорившие рукописи. Жизнь и судьба Кнорозова Ю.В."
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка занятия "Заговорившие рукописи. Жизнь и судьба Кнорозова Ю.В."
Автор: Павловская Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка занятия "Заговорившие рукописи. Жизнь и судьба Кнорозова Ю.В."
Автор: Павловская Наталья Николаевна
Тема: Кнорозов Ю.В. и легенды Майя.Актуальность - в соответствии с Указом Президента от 01.07.2022 №419 рекомендуется принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных увековечиванию памяти Ю.В. Кнорозова и празднованию 100-летия со дня его рождения, однако материалов в интернете по этой теме не найдено. В связи с чем становится актуальным разработка материалов по данной теме. Цель - познакомить обучающихся со знаменитым историком и лингвистом, основателем отечественной школы майянистики.Задачи:Рассказать кто такие Майя. Познакомить с биографией историка и его вкладом в науку. Показать письменность Майя Ход занятия. Видеоролик «Легенды Майя» -13.22 минуты Презентация «Кнорозов Ю.В.» Текст для педагога: Вопросы педагога: Кто такие Майя? (цивилизация) Почему мы сегодня вдруг говорим об этой цивилизации? В 2022 году исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Кнорозова - историка и лингвиста, основателя отечественной школы майянистики, человека, который сумел расшифровать . В семье Кнорозовых Юрий был младшим ребенком, у него было трое братьев и сестра. В детстве он играл на скрипке и даже участвовал в городских конкурсах, но позже забросил это увлечение и заинтересовался биологией. После школы-семилетки Юрий Кнорозов поступил на рабфак при Втором Харьковском медицинском институте. Он учился на отлично и собирался стать психиатром. Но уже шла Вторая мировая война, медицинские университеты готовили прежде всего военных врачей, и будущий ученый не прошел обязательную медкомиссию: подвело здоровье. Нужно было менять специальность, и Кнорозов выбрал исторический факультет Харьковского университета.Второй курс он окончил с отличием через пять дней после начала . До конца лета Юрий бегает по военкоматам, просит отправить на фронт. В августе Кнорозова все-таки призывают. Вместо занятий на третьем курсе истфака он идет помогать стране – строить оборонительные сооружения под Черниговом. Когда немцы окружают их части, Кнорозов бежит в Харьков. Девушку, в которую он был влюблен, убили, город в оккупации, люди пухнут от голода. В армию его больше не призывают из-за крайней степени дистрофии. Он учит египетский, много читает. В 1943 году отец смог перевезти его с матерью и сестрой в , где Юрий поступил на исторический факультет . Он изучал этнографию: шаманизм Средней Азии, египетский язык, древние системы письма и иероглифику. После защиты диплома Кнорозов хотел попасть в аспирантуру. Однако он побывал на оккупированной территории, и это не позволило мечте исполниться: его не взяли ни в МГУ, ни в Институт этнографии. Единственное, что смогли сделать его дипломные руководители - устроить выпускника младшим научным сотрудником в ленинградский , который только начали восстанавливать после войны. В одном из служебных помещений Юрий Кнорозов и поселился. Однажды профессор Сергей Токарев показал Кнорозову статью немецкого исследователя Пауля Шельхаса под названием «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема?». Спустя много лет, ученый говорил, что именно эта работа подтолкнула его к главному делу жизни.В комнате-пенале, где едва хватило места для письменного стола, Кнорозов занялся письменностью майя. Чтобы расшифровать древний язык, сначала нужно было определить тип письма и понять, что означает каждый знак - букву, слог или слово. Ученый выяснил, что каждый из 355 знаков означает слог.В октябре 1952 года в журнале «Советская этнография» вышла статья «Древняя письменность Центральной Америки» - и газета The New York Times моментально выпустила материал, который рассказывал об открытии советского ученого.В марте 1955 года Кнорозов защитил диссертацию. В своем труде ученый доказывал, что у индейцев майя была выстроена государственная система и существовало фонетическое письмо. В результате Кнорозову присвоили звание не кандидата, а сразу доктора исторических наук, что случалось очень редко.Резонанса и без того сенсационному открытию добавлял тот факт, что Кнорозов сумел расшифровать древний язык буквально не выходя из кабинета. На что ученый отвечал: «Чтобы работать с текстами, нет необходимости скакать по пирамидам».Многие ученые мира поддержали открытие и стали «кнорозовистами». Давайте и мы с вами станем «кнорозовистами», попробуем разобраться в письменности Майя и напишем один из иероглифов древней цивилизации. Может из вас кто-то предположить, что означает этот иероглиф?«ПакАх», в переводе «приносить пользу». Дети пишут иероглиф. Сравниваем, тяжело ли далась письменность Майя? Сложно ли было написать диктант или записку на языке Майя?