Публикации
Урок внеклассного чтения по литературе с элементами театрального представления «Красота земная» в 9 классе.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок внеклассного чтения по литературе с элементами театрального представления «Красота земная» в 9 классе.
Автор: Людмила Ильинична Сергеева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок внеклассного чтения по литературе с элементами театрального представления «Красота земная» в 9 классе.
Автор: Людмила Ильинична Сергеева
Урок внеклассного чтения по литературе с элементами театрального представления «Красота земная» в 9 классе. Эпиграфы:1. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли (А.П. Чехов) 2. Самый дорогой алмаз - чистой воды, самый дорогой человек – чистой души. (А. Меркулов) 3.Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же не что иное, как внешняя добродетель. (Ф. Бэкон) Цель: формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека, помочь обучающимся приобщиться к общечеловеческим, духовным ценностям, постичь их и быть по – настоящему богатым через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания; правильно и грамотно выражать свои мысли в прослушивании музыкальных и художественных композиций;Задачи урока:1. Образовательная: изучить представление о красоте в творчестве разных авторов; способствовать полноценному восприятию художественного произведения; закрепить навыки выразительного чтения;2. Воспитательная: воспитание интереса к художественной литературе, поэзии и искусству в целом, врачевание души подростка через понимание образа красоты;3. Развивающая: развитие образного мышления, формирование творческой активности, коммуникативных навыков обучающихся.Тип урока интегрированный: литература+ искусствоДидактическое обеспечение урока: музыкальные записи; презентация, словарь С.И. Ожегова.Обучающиеся разделены на 3 группы: «Театралы», «Филологи», «Музыканты». Опережающее задание: прочитать тексты, заранее подготовить инсценированные представления, сообщения. Каждой группе даны перспективные задания.Предварительная подготовка:«Театралы» - ведущие, чтецы, участники инсценировок; задания - выразительное чтение наизусть, инсценированное представление сцен:«Суд Париса», сонеты У. Шекспира, сценка «Он и Она», монолог «Воспоминание Данте», монолог из рассказа И. Бунина «Легкое дыхание», М. Зощенко инсценирование рассказа «Любовь», монолог «Письмо Овода к Джемме» отрывок из книги Э.Войнич «Овод».Музыкальный материал:«Музыканты»- подбор классических произведений, звучат произведения:Моцарт «Симфония № 40 часть 1», Бетховен «Лунная соната», Л. Боккерини, Менуэт; Бетховен Соната №14 ,1ч.; произведение Грига (соната – виолончель и фортепиано); Д.Д. Шостакович произведение к фильму «Овод»; Ф.Ф. Шопен «Весенний вальс».Мифологический словарь:Эрида - в древнегреческой мифологии богиня раздора и хаоса.Гера - богиня — покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня, жена Зевса.Афина - в древнегреческой мифологии любимая дочь Зевса, Афина, была богиней мудрости, ремесла и войны.Гермес - бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики.Афродита - в греч. мифологии богиня любви и красоты.Зевс - в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.Парис - в греческой мифологии сын царя Трои Приама. Зевс поручил Парису рассудить споривших между собой о красоте Геру, Афину и Афродиту. Ход урокаИнсценированное представление «Суд Париса». Группа «Театралы»На фоне музыкального произведения Моцарта «Симфония № 40 часть 1» инсценировка «Суд Париса»1 ведущий: Эрида, богиня раздора, тихо подошла к пиршенственному столу и, для всех невидимая, бросила на стол золотое яблоко, одно лишь слово было написано на этом яблоке «Прекраснейшей».2 ведущий: Увидали боги яблоко, подняли и прочли на нем надпись. Но кто из богинь прекраснейшая? Тотчас возник спор между тремя богинями: Герой, воительницей Афиной и богиней любви златой Афродитой.Гера: Это мне яблоко.Афина: Оно мое.Афродита: Отдайте мне…(Зевс отдал яблоко Гермесу.)Зевс: Гермес, возьми яблоко. Веди богинь в окрестности Трои. Сын царя Трои Парис должен решить спор, которой из богинь должно принадлежать яблоко, кто из них прекраснейшая.1 ведущий: Явились богини и Гермес к Парису. Он хотел бежать, испугался…Гермес: Возьми это яблоко, Парис! Ты видишь перед тобой стоят три богини. Отдай яблоко самой прекрасной из них. Зевс повелел тебе быть судьей.2 ведущий: смутился Парис, смотрит на богинь и не может решить, которая из них прекраснее.Гера: Отдай мне яблоко, я обещаю власть над всей Азией.Афина: Если отдашь мне, то ждет тебя военная слава и победы.Афродита: А я обещаю тебе в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену.Парис: Я отдаю яблоко прекраснейшей из богинь Афродите.1 ведущий: Итак, ценителями женской красоты во все времена были мужчины... так, что есть красота, И почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. ЗаболоцкийУчитель: Определите тему урока. Верно. Сегодня мы говорим о красоте. Тема нашего урока «Красота земная». Красота земная открывается прежде всего в человеке и для человека, но, к сожалению, не для всех и не всегда. Надо развивать способность видеть красоту и переживать ее, развивать чувство прекрасного. В чем смысл красоты? Многие умы человеческие размышляли о тайнах и законах красоты. Дать краткую характеристику красоте практически невозможно.Цель: сегодня на уроке мы прикоснемся к миру прекрасного в классической литературе и музыке, на- учимся умению замечать и переживать душой и сердцем настоящую красоту, будем заботиться не только о внешней красоте, но и о духовном здоровье. Научимся умению видеть внутреннюю красоту во взаимоотношениях юношей и девушек и совершенствовать эти отношения. Основная мысль урока раскрывается в следующих эпиграфах.1 ведущий: послушаем суждения о сущности красоты великих людей. По словам А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли». 2 ведущий: А. Меркулов утверждал: «Самый дорогой алмаз - чистой воды, самый дорогой человек – чистой души».Английский философ Фрэнсис Бэкон убеждал, что «добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же не что иное, как внешняя добродетель». 1 ведущий: О смысле красоты хорошо сказано в стихотворении В. Федорова:Мы спорили о смысле красоты, И он сказал с наивностью младенца: - Я за искусство левое. А ты? - За левое... Но не левее сердца. Учитель: используя толковый словарь С.И. Ожегова, определите значение слова «красота», которое позволит раскрыть значение темы урока. Филологи(Ответ: красота - совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, все красивое, прекрасное.)Учитель: Сегодня мы порассуждаем прежде всего о женской красоте. Поговорим о красоте взаимоотношений между юношами и девушками, опираясь на примеры классической литературы. А разговор начнем с эпохи Возрождения, когда поэты, музыканты рыцарски поклонялись дамам сердца, воспевали их красоту в музыке, в сонетах. Вспомните значение слова «сонет».Филологи: Выступление ученика о значении слова «сонет». Сонет – это стихотворение, состоящее из четырнадцати строк и развивающее какой-то один мотив. Создан в XIII веке, вероятно, провансальскими трубадурами. Сонет - от провансальского слова “песенка”. От них сонет перешел в Италию, где нашел применение у разных поэтов, усовершенствовавших его форму. В числе великих мастеров поэзии, создававших сонеты, был Данте, посвящавший их своей возлюбленной Беатриче. Следом за ним к форме сонета обратился его соотечественник, первый поэт - гуманист Франческо Петрарка, воспевавший красавицу Лауру. От итальянских поэтов форму сонета в XVI в. переняли французы, испанцы и англичане. В последнее десятилетие XVI в. написал свои сонеты и Шекспир.Учитель: Как же красота воспринималась Шекспиром? Послушаем несколько сонетов в исполнении наших современных рыцарей. Выразительное чтение наизусть «рыцарями», группа «Музыканты», читают на фоне произведения Бетховена «Лунная соната»О внутренней красоте — Сонет 54Красивое — красивей во сто раз,Когда красу венчает благородство.Так роза восхитит не только глаз:Есть в нежном аромате превосходство.Шиповник с ароматной розой схож,Когда бутон раскрыт дыханьем лета:Колючки — те же, так же он хорош,Порой такого же, как роза, цвета.Но он красив и — только: пустотуКрасавец после смерти оставляет,А роза, умирая, красотуВ нежнейшие духи переливает.И ты, как роза: услаждая слух,В стих перельется благостный твой дух.Её глаза на звезды не похожи — Сонет 130Ее глаза на звезды не похожиНельзя уста кораллами назвать,Не белоснежна плеч открытых кожа,И черной проволокой вьется прядь.С дамасской розой, алой или белой,Нельзя сравнить оттенок этих щек.А тело пахнет так, как пахнет тело,Не как фиалки нежный лепесток.Ты не найдешь в ней совершенных линий,Особенного света на челе.Не знаю я, как шествуют богини,Но милая ступает по земле.И все ж она уступит тем едва ли,Кого в сравненьях пышных оболгали.Филологи: (Примерный ответ). В своих сонетах Шекспир выступает против давней литературной традиции, согласно которой только белокурые женщины считались прекрасными. Если дамы, воспетые в сонетах Данте и Петрарка, белокуры, они как божество, почти бестелесны, то возлюбленная Шекспира – брюнетка, земная женщина, из крови и плоти, со своими изъянами и недостатками, но как магнит притягивает к себе.Учитель: А как рисовал красоту поэт эпохи Возрождения Данте Алигьери?Звучит флейта, произведение Л.Боккерини, Менуэт: -Что вы представляете, какие чувства переживаете? (ответы учащихся). Что объединяет лирику и музыку? (пробуждает чувства прекрасного). Данте был влюблен в прекрасную девушку, Беатриче Портинари. Как помогает это прекрасное музыкальное произведение понять чувства Данте к Беатриче, рано ушедшей из жизни? - Соната №14 Бетховен,1ч. Сцена «Он и Она». На фоне музыки звучат слова: 1 ведущий: Каким нарисовал идеал женской красоты в образе своей возлюбленной Данте Алигьери? 2 ведущий: Эта прекрасная, но трагическая чистота отношений передана в пластике танца.Она (слова звучат на фоне музыки): Медленная и плавная мелодия проникает в душу безысходностью, тревогой и тоской. Язык танца так хрупок, порой так непостижим.Он: Он и Она еще не встретились - это почти невозможно. Надломленный, отталкивающий жест – ее.Она: Порыв к ней – его.Он: Непостижимое свершилось – они близки, рядом. Стремительный вихрь мелодии закружил их в вальсе, как вихрь жизни.Она: Но счастье невозможно.Он: Но счастье невозможно…2 ведущий: Безысходность передана в танце так же выразительно, как воспоминание Данте.Чтение текста наизусть, слова Данте Алигьери «Воспоминание» - чтец: «Любовь воцарилась над душой моей, и много приказывала о встрече с этим юным Ангелом. Эта дивная Донна явилась мне облаченной в белоснежный цвет…и, проходя по улице, обратила очи в ту сторону, где я стоял, весьма оробев…Она поклонилась мне столь благостно, что мне показалось тогда, будто вижу я предел блаженства… В первый раз тогда излетели ее слова, дабы достичь моего слуха… Я испытал такую сладость, что, словно опьяненный, покинул людей, уединился в своей комнате и стал размышлять об Учтивейшей».Учитель: Мы переживали светлую радость прекрасного, которое учит нас добру, высоким рыцарским отношениям к женщине. Значит, красота обладает даром вносить мир в сердца. Но всегда ли внешняя красота дарит счастье? Вспомним рассказ И. Бунина «Легкое дыхание». Смысл рассказа раскрывается в самом названии.Работа в группах: -Что, по-вашему, значит легкое дыхание? (ответы учащихся.)-Как красота воспринимается героиней бунинского рассказа Олей Мещерской? На фоне произведения Грига (соната – виолончель и фортепиано) звучит фрагмент. Определите характер музыки. Монолог читает наизусть ученица со слов: (на фоне музыкального произведения Грига)— Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины... Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?Учитель: Почему фоном этой радостной исповеди о своем идеале красоты звучит тревожная музыка?( примерный ответ: Оля с легкостью относится к жизни, желание сиюминутного счастья приводит ее к гибели. Смысл рассказа раскрывается в названии. Красота Оли Мещерской столкнулась с пошлостью, жестокостью жизни. Ее внешняя красота и внутреннее недумание, легкость, наивность и жестокость жизни. Пошлость губит прекрасное).Учитель: Как важно за внешней красотой видеть истинно человеческую, внутреннюю красоту! Мир прекрасного - вокруг нас и внутри нас. Всмотритесь внимательнее.Твой взгляд – да будет тверд и ясенСотри случайные черты-И ты увидишь: мир прекрасен.Так начинает А.А. Блок поэму «Возмездие», и об этом она повествует, о том, что за случайной, неприглядной внешностью таится внутренняя красота, которую важно понять, разглядеть.У Заболоцкого есть стихотворение «Некрасивая девочка», послушаем чтение наизусть. Чтение наизусть. Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка» - слайды. Читает чтец.Группа «Филологи» - монолог; ответы на вопросы, предварительно подготовленные группой.- Что же нравится поэту в девочке? (Ее доброта, веселый характер, способность живо, эмоционально реагировать на все вокруг.)- Какой по характеру вы представляете девочку? Добрый характер, отзывчивый человек приносит людям радость. Именно о душевной красоте девочки, о ее «грации души» пишет поэт.- Почему же название стихотворения звучит так резко и однозначно? Что оно отражает? (Название передает мнение окружающих, которые по внешнему виду рассуждают о красоте девочки).- Так ли важна внешняя красота для человека? Что говорит об этом Н.А. Заболоцкий? Приведите примеры из текста. Цитируют.- Как автор относится к своей героине? Приведите примеры из текста.- Почему Заболоцкий переживает за девочку?- О чем предлагает нам подумать поэт после прочтения текста?- Есть ли он однозначный ответ на поставленный вопрос?Учитель: (фронтальный опрос). Вопросы к размышлению для всех групп.- Верно, однозначного ответа на этот вопрос поэт не дает. Каждый из нас делает свой выбор.- А какая красота важнее для вас и почему? Аргументируйте свой ответ.- По какому принципу вы выбираете себе друзей?- Кого вы можете назвать другом? (Единомышленника, человека разделяющего ваши взгляды и интересы, приятного и интересного в общении).- Если вы попадете в трудную ситуацию, вам важна помощь человека или его внешний вид?- Каждого ли человека можно назвать красивым?Монолог «Филологов» (ответы на следующие вопросы):-Каждый ли человек может стать красивым? ( Примерный ответ; внутренняя красота доступна каждому. Любой человек может стать красивее внутренне при желании, а внутренняя красота наполняет содержание человека, преображает его, делает богаче).- Где же брать человеку подпитку для своего внутреннего содержания? Как развивать свою внутреннюю красоту? (Нужно обращаться к книгам художественным и книгам духовного содержания. Они наполнят душу человека особым смыслом, дадут определенный опыт)-Почему утратилась ценность человеческих отношений? (Если внутренний мир человека пуст, фальшив, не заполнен духовной жизнью – нет ценности в отношениях. Все зависит от человека). Учитель: По словам Аристотеля, «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми» Что же такое добродетель? Филологи: Деятели добра. В словаре Ожегова: «Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом».Да, душа, дух таких людей, как у этой девочки, будут нести в мир духовную, внутреннюю красоту. А раскрывается красота души или порочность в общении. Учитель: Сравните примеры разного общения в произведениях М. Зощенко и Э.Л. Войнич.- Посмотрите инсценировку по рассказу М. Зощенко «Любовь». Выступление группы «Театралы». (Герои: Вася Чесноков, Машенька, бандит, автор)Учитель: соответствует ли название рассказа «Любовь» его содержанию? Почему? Над чем смеется М. Зощенко? - Послушайте письмо Овода к любимой женщине. Отрывок из книги Э.Л. Войнич «Овод» (на фоне музыки Д.Д. Шостаковича). Подготовленный ученик читает:Несколько минут Джемма стояла неподвижно, держа в руке листок. …Дорогая Джим! Строки вдруг расплылись у нее перед глазами, подернулись туманом. Она потеряла его. Опять потеряла! …Потом снова взяла листок и стала читать:Завтра на рассвете меня расстреляют. Я обещал сказать вам все, и если уж исполнять это обещание, то откладывать больше нельзя. Впрочем, стоит ли пускаться в длинные объяснения? Мы всегда понимали друг друга без лишних слов. Даже когда были детьми... Меня убивают потому, что я внушаю им страх. А чего же еще может желать человек? Впрочем, я-то желаю еще кое-чего. Тот, кто идет умирать, имеет право на прихоть …Вы, впрочем; и сами все понимаете, и я напоминаю об этом только потому, что мне приятно написать эти слова. Я любил вас, Джемма, когда вы были еще нескладной маленькой девочкой и ходили в простеньком платьице с воротничком и заплетали косичку. Я и теперь люблю вас. Помните, я поцеловал вашу руку, и вы так жалобно просили меня "никогда больше этого не делать"? Я знаю, это было нехорошо с моей стороны, но вы должны простить меня. А теперь я целую бумагу, на которой написано ваше имя. Выходит, что я поцеловал вас дважды и оба раза без вашего согласия. Вот и все. Прощайте, моя дорогая!Подписи не было. Вместо нее Джемма увидела стишок, который они учили вместе еще детьми:Счастливой мошкою летаю. Живу ли я иль умираю.Учитель: чем объяснить столь разные отношения к женщине? (внутренним миром). Почему Овода назвать добродетельным человеком? Для ответа используйте цитаты эпиграфов. Ответ: Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же не что иное, как внешняя добродетель». Овод – красивый человек по своим поступкам. Словарь: Добродетель - это способность во всём поступать наилучшим образом. (Древнегреческий философ Аристотель). Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. Учитель: Ребята, у каждой группы на столе карточки (набор слов – качеств, которыми можно охарактеризовать понятие « внутренняя красота»)Задание. Распределите в две колонки положительные и отрицательные качества: интеллект, мудрость, скромность, эгоизм, наглость, хвастовство, высокомерие, доброжелательность; доброта, вдумчивость; уважительность, любовь, бескорыстие, долг, совесть, вера, любовь, надежда, мудрость, мужество, справедливость. Зачитайте качества «внутренней красоты», сопоставьте свой ответ со слайдом. Это качества красивого человека.Вывод: Действительно, если убрать в душе все ненужное, порочное, то идеально красивым будет человек. Поступайте и вы «во всём наилучшим образом», стремитесь быть нравственными, красивыми, добродетельными. «Самый дорогой алмаз - чистой воды, самый дорогой человек – чистой души». Если вы родились красивой – это природный дар, а не заслуга. Человек способен творить, совершенствовать и внешнюю, и внутреннюю красоту. Не подкрепленная внутренним содержанием внешняя красота тускнеет. Именно литература, музыка, живопись способны совершенствовать в человеке любовь к прекрасному и совершенствовать человеческие отношения. Из всей многогранности понятий красоты мы поговорили об ее малой доле. Мы с вами выяснили, что человек, кроме тела, имеет ещё и душу, о красоте и чистоте которой должен заботиться сам человек. Помните высказывание А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли». На фоне музыкального произведения Ф.Ф. Шопена «Весенний вальс». Рефлексия- Какой эпиграф, по- вашему, может стать итогом сегодняшнего урока. Зачитайте. Актуальны ли сегодня, на ваш взгляд, эти цитаты, мысли?- Выразите свое отношение к теме урока при помощи синквейна. (Слайд)1. Существительное. 2. Два прилагательных.3. Три глагола к существительному. 4. Кратко небольшим предложением ваше отношение к предмету.5. Синоним существительного – вывод одним словом. Для ответа можно выбрать на слайде слова, чтобы составить синквейн: красота, она спасает, душа, мир, удивительная, чарует, внутренний свет, радует, восхищает, останавливает, умиротворяет, прекрасный, духовный., блистать. - Домашнее задание: напишите памятку «Как позаботиться о красоте души» Литература1.Философия красоты (по произведениям Оскара Уайльда) microanswers.ru›article/filosofija…proizvedenijam… 2. Урок литературы в 9 классе "Красота души человека infourok.ru›…literatury_v…klasse…dushi_cheloveka…3.Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота... socratify.net›quotes/frensis-bekon/140674.Мифы Древней Греции: Мифологический словарь mify.org›dictionary.shtml4. Интегрированный урок (литература + химия) "Что есть..." urok.1sept.ru›Химия›Литература5. «Мы спорили о смысле красоты...» - Стихотворение... rupoem.ru›1956 год›Мы спорили о смысле красоты...6. Шекспир - О внутренней красоте - Сонет 54: читать стих... rustih.ru›shekspir-sonet-54/7. Откуда пришло легкое дыхание, или 25-я красота Оли... magazines.gorky.media›znamia/2022/4/otkuda…ili…ya…8. Презентация "Комплексный анализ текста стихотворения..."uchitelya.com›Литература›Заболоцкого9. Любовь - Зощенко М. М. zoschenko.info›cat/203/11.html10. Отрывок из книги "Овод" Э. Л. Войнич.. Обсуждение на... liveinternet.ru›community/5719981/post346247628/11. Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004г.Добродетель - это способность во всём поступать наилучшим образом. (Древнегреческий философ Аристотель). Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.