Публикации
Речевые игры по теме "Домашние животные" для старших дошкольников с ОНР
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Речевые игры по теме "Домашние животные" для старших дошкольников с ОНР
Автор: Поваренкина Елена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Речевые игры по теме "Домашние животные" для старших дошкольников с ОНР
Автор: Поваренкина Елена Сергеевна
Речевые игры на тему "Домашние животные" Игры подготовила учитель – логопед: Поваренкина Е.С.В коррекции речевых нарушений особое место занимают речевые игры – это эффективный инструмент, который позволяет обогатить словарь дошкольников. Кроме того, игровые задания и упражнения способствуют развитию логического мышления, коммуникации и связной речи. Так дети лучше усваивают информацию, потому что у них сохраняется интерес к выполнению упражнений.Логопедические речевые игры по лексической теме «Домашние животные» решают целый спектр задач:активизация и обогащение словарного запаса по данной лексической теме; закрепление обобщающего понятия «домашние животные»; формирование умения согласовывать числительные и прилагательные с существительными; закрепления навыков словоизменения и словообразования. развитие внимания, мышления, памяти и воображения; развитие мелкой моторики рук; умение узнавать предмет по его силуэтному изображению; развитие пространственно-зрительного восприятия. формирование интереса к окружающему миру и познавательной деятельности; Ниже представлены речевые игры по теме «Домашние животные».Пальчиковая игра «Почему не спят котята?»«Что случилось у котят? (Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)Почему они не спят?Почему буфет открыли, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,Чашку новую разбили. сначала на правой, а затем на левой)Уронили барабан,Поцарапали диван?Почему их лапкиВлезли в чьи-то тапки?С молоком разбили плошку,Разбудили маму-кошку?Почему порвали книжку?Потому что ловят мышку». (Пальцами изображают коготки — «ловят мышку»)(В. Степанов)Игра «Один – много»Цель: обогатить словарный запас детей существительными множественного числа на лексическую тему «Домашние животные».Корова – коровы, много коров;Бык – быки, много быков;Теленок – телята, много телят;Кошка – кошки, много кошек;Котенок – котята, много котят;Собака – собаки, много собак;Коза – козы, много коз;Лошадь– лошади – много лошадей;Баран – бараны – много баранов;Овца – овцы, много овец;Кролик – кролики – много кроликов.Игра «Подбери признаки»Для этой игры можно использовать мягкие игрушки животных, о которых идет речь. Задача – дать характеристики тому животному, игрушку которого ребенок держит в руках.Кот (какой?) - весёлый, добрый, красивый, черный с белыми пятнами, пушистый;Корова ( какая?) - большая, ласковая, добрая, рогатая, бодливая;Лошадь (какая?) - сильная, большая, трудолюбивая, добрая, красивая;Свинья (какая?) - толстая, грязная;Коза (какая?) – рогатая, бородатая, пушистая, бодливая, ласковая;Овца (какая?) – кучерявая, шерстяная, пушистая, добрая;Собака (какая?) – верная, злая, добрая, кусачая;Кролик (какой?) – маленький, трусливый, пушистый, красивый.игра «Кто как голос подает?»Основной задачей данной игры также является обогащение глагольного словаря.Собака – лает.Корова – мычит.Кошка – мяукает.Лошадь – ржет.Коза, баран – блеет.Свинья – хрюкает.игра «Домашние животные и их детеныши»Цель: обогащение словарного запаса, а также закрепление в речи названий детенышей животных.У коровы — теленок.У лошади – жеребенок.У свиньи — поросенок.У овцы — ягненок.У козы – козленок.У собаки — щенок.У кошки – котенок.У кролика – крольчонок.игра «Скажи ласково»Цель: формирование навыков образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.Корова – коровка, коровушкаКот – котик.Кошка – кошечка.Собака – собачка.Овца – овечка.Коза – козочка.Баран – барашек.игра «Чей хвост? Чья голова?»Цель: обогащение словаря при помощи употребления притяжательных прилагательных. Можно проводить игру с использованием мяча. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит, к примеру, «У собаки голова…», а ребенок должен поймать мяч и вернуть его обратно, сказав «собачья».У кошки — кошачий хвост, кошачья голова.У собаки – собачий хвост, собачья голова.У кролика —кроличий хвост, кроличья голова.У лошади — лошадиный хвост, лошадиная голова.У коровы —коровий хвост, коровья голова.У овцы — овечий хвост, овечья голова.У козы – козий хвост, козья голова.Игра «У кого есть…»У кого есть лапы? – У собаки, кошки.У кого есть копыта? – У коровы, …У кого есть рога? - … У кого есть шерсть? – …У кого есть грива? –…У кого есть пятачок – …У кого есть вымя? – ….Игра «Сосчитай до пяти»Один пушистый кот – два пушистых кота… пять пушистых котов. ласковая кошка – быстрая лошадь – ….. ретивый конь – …… добрый пес – …бодливая коза – ….Игра «Продолжи предложения»Кошка любит …. (играть, умываться и т.д.)Собака сторожит …..Лошадь пасется ….Игра «Кто где живет?» (как называются домики, которые человек строит для домашних животных)Для коровы - хлев.Для овцы - овчарню.Для собаки - конуру (будку).Для лошади – конюшню.Для свиньи – свинарник.Для кроликов - крольчатникИгра "Кто как голос подает?" Кошка – мяукает.Собака – лает.Корова – мычит.Лошадь – ржет.Коза – мекает. Овца – блеет.Свинья – хрюкает. Игра «Назови всю семейку»Мама - корова, папа-бык, а детёныш …….(теленок)Мама-овца, папа-баран, а детёныш …..(ягненок).Мама-кошка, папа-кот, а детёныш …..(котенок).Мама-собака, папа-пёс, а детёныш …..(щенок).Мама-коза, папа- козёл, а детёныш …..(козленок).Мама-лошадь, папа-конь, а детёныш ….(жеребёнок).Мама-крольчиха, папа-кроль, а детёныш …..(крольчонок).Игра «Кто кем был?»Собака была щенком.Кошка - …..Корова - ….Лошадь - ….Свинья - ….Коза - …Овца- ….Упражнение "Скажи одним словом" на образование сложных слов.У козы нет рогов. Она безрогая. Ты дорисовал рога, и теперь она стала ...(рогатая)У кролика нет ушей. Он ... Ты дорисовал уши, и кролик стал ...У кошки нет хвоста. Она ... Ты дорисовал хвост, и она стала ...Развитие слуховой памяти, дикции.Выучить стихотворение (любое на выбор).ПодарокРаскрывается корзинка.В ней подарок, да какой!Не игрушка, не картинка -Песик маленький, живой.Уши мягкие, как тряпки,Нос как пуговка звонка,Неуверенные лапкиРазъезжаются слегка.Шелковистой теплой спинкойЖмется ласково к ногам...Не игрушку, не картинку -Друга подарили нам!(М. Стремин)КошкаВы со мной знакомы близко,Я - приветливая киска.Кверху - кисточки на ушках,Когти спрятаны в подушках.Чистоплотна, аккуратна,Если гладят - мне приятно.Я люблю мышей и птичек.В темноте я зорко вижу,Понапрасну не обижу.Но дразнить меня опасно -Я царапаюсь ужасно.(В. Стоянов)Развитие связной устной речи.Пересказ рассказа без опоры на вопросы (рассказ по выбору).КошкаУ кошки мягкая гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие уши и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка - домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей, крыс.ДружокПастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.Стихотворения для автоматизации поставленных звуков Кот Васька (С, Л)Ваську выгнали метлою.Васька – кот мышей не ловит.Ваське хулигануПодавай сметану!Он вчера не для красыЕю вымазал усы.Вот за это и досталосьРазбойнику…Большие уши (Л)На лужайке ослик пел,Но сказала муха:- Ой, как всем ты надоел!У тебя нет слуха.Ослик крикнул ей в ответ:- Ты молчи да слушай!Как же это слуха нет?Вон какие уши!В. Попов *** (Р,РЬ)В лужице хрюшку увидела хрюшка:- Это, конечно, не я, а подружка!Ну и грязнуля подружка моя!Просто прекрасно, что это не я!В. Орлов Глупая лошадь (Ш, Л, Р)Лошадь купила четыре галоши –Пару хороших и пару поплоше.Если денек выдавался погожий,Лошадь гуляет в галошах хороших.Стоит просыпаться первой пороше –Лошадь выходит в галошах поплоше.Если же лужи по улице сплошь,Лошадь гуляет совсем без галош.Что же ты, лошадь, жалеешь галоши?Разве здоровье тебе не дороже?В.Левин Киска (С, Л)- Угости, Танюша, киску –Разверни и дай ириску.Чтоб ей было веселей,Сливок в блюдечко налей!Таня сливок налила,Таня киску позвала.Киска носик обмакнула:- Мяу - мур, благодарю,Я вам мышку подарю!Н. Городецкая Корова (Р, Л)Идет, идет корова –Длинные рога.- Где была, корова?- Ходила на луга.Подошла короваК дому своему,Стала, замычала:«Му! Му! Му!»Н. Френкель Кот и мышонок (Ш) - Эй, мышонок-быстроножка,Потолкуй со мной немножко! –А мышонок на бегуОтвечает:- Не могу!- Ты не можешь? Отчего ж?- Вот подумай – и поймешь!Н. Дабижа Мурка (Ш, Р, Л)- Заболела, видно, кошка, -Говорит малыш Сережка. –Целый день с утра лежитИ хвостом не шевелит.- Нет! – руками машет Шурка. –Отдыхает наша Мурка,Потому что по ночамНе дает шалить мышам.В. Кудлачев Обыкновенная история (Л, Р)Гулял по улице щенок –Не то Пушок, не то Дружок.Гулял в метель и солнцепек,И под дождем гулял и мок,И если даже шел снежок,Гулял по улице щенок.Гулял в жару, в мороз и в сырость,Гулял,Гулял,ГулялИ вырос.В. ЛевинПодарок (Л, Р)В Новый год под яркой елкой Я нашла подарок свой.В старой обувной коробке Спал котенок золотой.Носик кнопкой, хвостик кистью,Лапки в белых башмачках,А усищи-то, усищи!И полоски на боках.Заберу его в кроватку.Тихо песенку спою,Чтобы спал он сладко-сладко,Сказку на ночь расскажу!С. СувороваПес (С, Л)Молодого злого псаВ нос ужалила оса.- Не скули, - сказал я псу, -Прогони скорей осу.Л. Клюшев *** (Щ)Щенок такой тщедушный был!Его я щами все кормил,От злющей стужи защищал,Щенок от радости пищал.Еще бы! Он счастливым рос!Теперь мой щен не щен, а песНастоящий!Е. Благинина