Публикации
Проектирование урока ОБЖ с учётом требования ФГОС.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектирование урока ОБЖ с учётом требования ФГОС.
Автор: Байкалова Елена Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектирование урока ОБЖ с учётом требования ФГОС.
Автор: Байкалова Елена Михайловна
Проектирование урока ОБЖ с учётом требования ФГОС. Байкалова Е.М. Учитель ОБЖ МБОУ « Крапивенская ООШ» с. Крапивное , Шебекинского роайона., Белгородской области.«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». ( Уильям Уорд )В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Результативность оценивается по трем составляющим: метапредметным, предметным, личностным результатам. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты – через формирование универсальных учебных действий.УУД (универсальные учебные действия) в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках ФК для их достижения. Данное противоречие определило проблему исследования, которая связана с необходимостью выявления условий формирования УУД на уроках ОБЖ и проектирования учебного процесса по достижению метапредметных результатов.сравнительный анализ уроков:Принципиальное отличие новых стандартовзаключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: - личностным - метапредметным - предметным Планируемые результатыЛичностные результатыактивно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками, с соперниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях, и т.д. Метапредметные результаты планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;, и т.д. Предметные результатыпланировать занятия по ОБЖ в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств и игр по ОБЖ; представлять ОБЖ как средство охраны и сохранения здоровья, физического развития и подготовки человека к самостоятельной жизни в обществе и т.д. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКА ОБЖ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ УРОКАМИ В ШКОЛЕБолее обширная, по сравнению с классной комнатой, учебная оснащенность.* Разнообразие и сложность обстановки при проведении занятий по ОБЖ и др.* Многочисленные и разнообразные тренажеры. * Одновременность занятий с мальчиками и девочками, имеющими разные физические возможности по оказанию первой помощи.Типы уроков по ОБЖ-Уроки с образовательно-познавательной направленностью-Уроки с образовательно-обучающей направленностью.-Уроки образовательно-тренировочной направленности.-Комплексные уроки. -Целевые урокиОсновные этапы современного урока ОБЖ: - организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью обучающихся к предстоящей ответственности и к предстоящей деятельности; - проверка домашнего задания; проверка знаний и умений обучающихся для подготовки их к выполнению новых тренировочных упражнений; - постановка цели и задач урока перед обучающимися; - первичная проверка понимания цели занятия (урока) – самостоятельное формулирование задач урока учениками; - организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу; творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных па основе ранее усвоенных знаний и умений; - обобщение получаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; - контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и обучающимися, оценка знаний; - домашнее задание к следующему уроку; - подведение итогов урока (рефлексия)Структура урока ОБЖ остается неизменной :три части урока: подготовительная, основная и заключительная. В подготовительной части урока – мы подготавливаем обучающегося к предстоящей деятельности, настраиваем его на работу. В основной части урока – идет освоение новых знаний, умений и навыков (обучение , практическая часть), их совершенствование и закрепление, развитие на их основе способностей, воспитание личностных качеств обучающегося. В заключительной части урока - подводятся итоги урока, дается домашнее задание . А вот в содержании данных частей происходят изменения в свете требований ФГОС (чаще всего используются проблемные и поисковые методы обучения). Приведем пример содержания обучающего урока в рамках деятельностного подхода. В подготовительной части урока учитель совместно с обучающимися формулирует задачи урока, мотивируя их к учебной деятельности. три части урока: подготовительная, основная и заключительная. В подготовительной части урока – мы подготавливаем обучающегося к предстоящей деятельности, настраиваем его на работу. В основной части урока – идет освоение новых знаний, умений и навыков (обучение , практическая часть), их совершенствование и закрепление, развитие навыков на их основе способностей, воспитание личностных качеств обучающегося. В заключительной части урока - подводятся итоги урока, дается домашнее задание . А вот в содержании данных частей происходят изменения в свете требований ФГОС (чаще всего используются проблемные и поисковые методы обучения). Приведем пример содержания обучающего урока в рамках деятельностного подхода. В подготовительной части урока учитель совместно с обучающимися формулирует задачи урока, мотивируя их к учебной деятельности. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“зачем мне это надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“я хочу выполнять упражнение”); 3) устанавливаются тематические рамки (“что я смогу после освоения данной техники”). Подготовка организма обучающихся к предстоящей деятельности .На данном этапе изменения заключается в следующем – общеразвивающие практические упражнения с 5 класса должны проводить обучающиеся самостоятельно, объясняя технику выполнения каждого упражнения и правильно выполнять показ (зеркально). Необязательно общеразвивающие упражнения (ОРУ) проводить фронтально, есть множество других интересных и разнообразных способов проведения ОРУ, например в парах, в группах. Основная часть урока ОБЖ решает дидактические, развивающие и воспитательные задачи. На 1 этапе основной части урока -создается представление о технике выполнения данного упражнения (словесно-образная наглядность: показ видео, слайдов со спортсменами, выполняющими данное упражнение; практическая наглядность - сам учитель показывает технику данного упражнения или же с помощью обучающегося владеющего данной техникой в совершенстве, с указанием типичных ошибок) . Для этого обучающиеся должны: 1) хорошо и четко представлять как выполняется упражнение в целом; 2) знать теоретические характеристики выполняемого упражнения; 3) выполнение данного упражнения или данной техники упражнения в группах или индивидуально. Выявление ошибок и их причин.На данном этапе учитель организует выявление обучающимися места и причины затруднения. Для этого обучающиеся должны: 1) восстановить выполненные упражнение и разобрать их по фазам и выявить фазу, где возникло затруднение (ошибка) 2) соотнести свои действия с используемым способом выполнения данного упражнения (техникой) и на этой основе выявить и зафиксировать причину затруднения (конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще). Учитель лишь при объяснении данной техники упражнения (на 1 этапе обучении) показывает возможные ошибки при освоении данной техники, уделяя им особые внимание. Построение проекта выхода из затруднения (цель и задача, способ, план, средство).На данном этапе обучающиеся продумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранением возникшей ошибки), выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: выполняются различные варианты упражнения, предложенные обучающимися, и выбирается оптимальный вариант. Обучающиеся выполняют подготовительные и подводящие упражнении и доводят данную технику или прием до автоматизма. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Первичное закрепление техники данного упражнения.На данном этапе обучающиеся фронтально, в группах, в парах выполняют типовые задания по изученной технике упражнения. Закрепление и совершенствование техники упражнения. На данном этапе выявляются границы применимости техники упражнения и выполняются задания, в которых данная техника предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых совершенствуется изученное ранее упражнения, имеющего техническую ценность для введения в последующем новых способов выполнения данного упражнения. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация данного упражнения по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых технических и тактических приемов. Например, на этом этапе можно усложнить технику данного упражнения.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.При проведении данного этапа используется индивидуальная или групповая форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют освоенную новую технику и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Например на данном этапе можно дать учебную игру пионербол с элементами волейбола . Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого обучающегося ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. На заключительном этапе урока:восстанавливают организм обучающихся после физических нагрузок, подводятся итоги урока, проводится рефлексия и дается домашнее задание. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Рефлексию на уроках ОБЖ можно организовать в разных формах, например : с использование различного инвентаря, (флажков разного цвета, или различных дорожных знаков и т.д.) Домашнее задание –на данном этапе учитель должен предоставить самому обучающемуся право выбора задания, которым он займётся дома. Цель таких домашних заданий – личностное развитие обучающегося, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Их домашняя работа отличается от работы других детей личной значимостью, а потому ценностью. Чтобы не перегружать обучающихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на обучающихся, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность. Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у обучающихся удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности. Можно приготовить карточки с заданиями, обучающиеся самостоятельно выбирают задание, которое им интересно, карточки могут быть следующего содержания: «Дневное меню школьника по ЗОЖ», «Определить и оказать первую помощь при кровотечении» и т.д. Количество карточек должно быть на две-три больше чем обучающихся по списку. В подготовке современного урока составляется не план урока а технологическая карта . *обобщенно графическое выражение сценария современного урока, * основа его проектирования, *средство представления индивидуальных методов работы,обучение с использованием технологической карты позволяет:* организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений универсальных учебных действий), * существенно сократить время на подготовку к уроку Технологическая карта урока:Современный урок – это:урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику. урок , содержащий разные виды деятельности. урок , на котором ученику должно быть комфортно. урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. современный урок развивает у детей креативное мышление.современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала. урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Литература:1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес». 2006.2. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007.3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-480с.4. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.5. Шерстова Е.В. Методы дистанционного обучения в школе: опыт внедрения // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сб. научн. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.283-291.6. Федеральный государственный образовательный стандарт официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;7. Школьный гид, официальный сайт/URL:.8. Uroki.net, официальный сайт, .9. Издательство Просвещение, .