Публикации Особенности письменной речи у глухих детей младшего школьного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности письменной речи у глухих детей младшего школьного возраста
Автор: Рахимова Татьяна Олеговна

Особенности письменной речи глухих детей младшего школьного возраста Развитие письменной речи справедливо считается одной из самых важных задач обучения детей с нарушением слуха, от успешности выполнения, которой, в значительной степени зависит формирование у них словесной речи как полноценного средства общения и орудия мышления. Проблемой особенностей развития письменной речи детей с нарушениями слуха занимались Л. С. Волкова, А.М.Гольдберг ,Ф. Ф. Рау, К.В.Комаров ,К. Г. Коровин, О. В. Правдина и многие другие. Речь у нормально развивающегося ребенка формируется по подражанию. Овладение речью слышащими детьми опирается на слуховое восприятие обращенной к ним речи окружающих. В звучании воспринимаемого слухом устного слова заключены предпосылки к его расчленению на слоги. Слоговая структура слова, носителя определенного значения, появляется в речи маленьких слышащих детей раньше, чем у них возникает тонкая дифференциация фонетического строя слова, и на втором-третьем году жизни, при еще несовершенном произношении, характеризуется относительной устойчивостью. В старшем дошкольном - младшем школьном возрасте, в достаточной мере овладев устной речью, слышащие дети начинают знакомство с письменной речью. Условия формирования речи у глухого ребенка иные, чем у слышащего.  Не воспринимая речи, ребенок, лишенный слуха, не испытывает потребности в словесном общении до тех пор, пока его не начинают специально обучать речи. Глухие дети познают речь, опираясь на зрительное восприятие, подкрепляемое речевыми кинестетическими ощущениями. Зрительное восприятие написанных слов дает сведения о буквенном составе слов, которые закрепляются дактилированием и обучением произношению звуков. Запоминание графических образов слов способствует их правильному воспроизведению и грамотному письму. Слоговой структурой слов дети с нарушением слуха овладевают в процессе усвоения устной речи, т. е. позднее, чем их буквенным составом; слоговое чтение слов наслаивается на их буквенное чтение. Основным отличием формирования письменной речи у глухих детей является то, что оно протекает в условиях, когда овладение языком невозможно без участия обучающего лица, при чрезвычайном ограничении речевой практики, почти одновременно и параллельно с обучением устной речи, в то время, как у слышащего ребенка существует значительный интервал между овладением этими видами речи. Нарушения письма у детей с нарушением слуха чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В письменной речи младшими школьниками с нарушением слуха широко распространены ошибки, вызванные необходимостью усвоить грамматические категории, характерные для каждой из частей речи с их разнообразными формами и функциями. Отмечается трудность правильного пользования категориями числа, одушевленности, рода, смешение систем склонений неумение правильно пользоваться падежами.Очень распространены ошибки в сочетании слов в предложении. Суть большинства из них - нарушение норм согласования и управления. Диапазон ошибок, характеризующихся как "пропуски слов в предложении" достаточно широк: от пропуска одного слова в предложении, существенно не нарушающего структуры предложения, до пропусков нескольких слов, вследствие чего нарушается очередность предложения, неодинаково сказывающаяся на четкости мысли. Такие недостатки убывают по мере обучения школьников.Ошибками в искажении звукового состава слов являются: пропуски одной буквы или слога, употребление лишних букв, замена одних букв другими, перестановка букв. Работа по развитию письменной речи у детей с нарушениями слуха необходима для овладения устной речью, которая влияет на общее развитие ребенка.