Публикации Развитие лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Болотнова Анна Александровна

А.А. Болотнова, И.Е. КорольковаРазвитие лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речиИнтерес к изучению детской речи остается актуальным в современной педагогической науке, потому что именно уровень сформированности лексико-семантического представления о слове является показателем общего развития ребенка. В современном мире (по данным статистики) увеличивается процент детей с речевыми нарушениями. Одним из распространенных является общее недоразвитие речи. Из наиболее значимых симптомов общего недоразвития речи, является несформированность лексико-семантического аспекта. Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у Многие исследователи в области логопедии (Р.И.Лалаева, В.К.Воробьева, Е.Ф.Собатович, О.Е.Грибова, Л.Б.Халилова) сходятся во мнение, что для детей с недоразвитием речи характерны недостаточный динамизм речемыслительных процессов, ограниченность познавательных возможностей языка, семантические нарушения, что затрудняет организацию речевого восприятия и воспроизведения. На основе анализа речевой деятельности, обучающихся начальной школы с недоразвитием речи различного генеза, можно проследить проявления сложности в употреблении речевых единиц. Это отражается в аграмматизме, неправильных семантических заменах, а также стереотипных ответах. Все эти нарушения определяются формой речевого дефекта, социальным фактором жизни ребенка и его возрастом.Нарушения формирования лексики у детей с ОНР, по мнению Р.И. Лалаевой проявляются в скудности словарного запаса, несоответствии объема пассивного и активного словаря, неконкретном употреблении слов в вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря и несформированности семантических полей. Дети с речевыми нарушениями младшего школьного возраста, понимают значения слов (объем их пассивного словаря близок к норме), но применение слов в экспрессивной речи вызывает большие затруднения. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Из числа прилагательных употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений. В глагольном словаре младших школьников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (слать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.Наиболее характерные особенности развития лексико-семантической сферы обучающихся с речевым недоразвитием были выявлены А.В. Ястребовой, которая увидела их в «бедности морфологических обобщений, низкой актуализацией, усваиваемых в процессе обучения слов». По мнению автора, словарный резерв детей с ОНР, качественно неполноценен и ограничен обиходно бытовыми рамками, что является показателем расширения или сужения речевых значений, объединения их по смыслу и звуковому сходству, ошибки в употреблении слов.Одним из важных вопросов при работе с младшими школьниками с нарушениями речи, является вопрос возникновения ошибок при назывании предметов и действий. Этот вопрос был описан Л.Ф. Спировой при классификации лексических ошибок, допускаемых детьми с речевой патологией. Автор объясняет их возникновение смысловым сходством слов. Проведя анализ, словестных замен, Л.Ф. Спирова выявила определенную закономерность, которая выражается в расширенном использовании слов. Обучающиеся с ОНР вкладывают в слово общее и недифференцированное значение, они делают замены на основе звуко-слоговой, смысловой близости слов. Уровень развития речи детей связан со смысловым замещением, так как низкий уровень речевого развития способствует увеличению замены одного названия другим. Высокий речевой запас позволяет ребенку лучше подбирать замены слов, которые он должен назвать. Нарушение выбора слов, является психологическим механизмом замены одного названия другим. Были выявлены два пути поиска слов. Первый путь основан на том, что ребенок начинает перебирать близкие по звучанию слова, опираясь на представление о звуковом составе слова. Второй путь заключается в процессе разделения словестных понятий. Чаще всего, по мнению Л.Ф. Спировой ребенок идет от общих названий к более частным. Причиной неправильных речевых замещений автор считает отсутствие у ребенка семантического словаря, лексико-семантических вариантов.Еще одним признаком недоразвития речевой сферы детей является неточное и неправильное употребление слов, которое проявляется в вербальных парафазиях. Несколько вариантов не правильного применения слов (чрезмерно абстрактное и слишком узкое) отмечены в работах Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Большинство детей с ОНР смешивают названия предметов, похожих по внешним признакам, а так же названия предметов сходных по назначению. Замена родовых понятий видовыми, а так же замена названий предметов названиями действий, еще одно проявление вербальных парафазий.Среди многочисленных вербальных парафазий у детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, ресницы — брови и др.). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий — длинный, низкий — маленький. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет - идет, воркует - поет, чирикает - поет и т. д.).Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:а) на основе сходства по признаку функционального назначения (миска - тарелка, метла - щетка и др.)б) замены слов обозначающих предметы внешне сходные (сарафан - фартук, фонтан-душ, майка - рубашка, подоконник - полка и др.)в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации (каток - лед, вешалка - пальто)г) смешения слов, обозначающих часть и целое (воротник - платье, паровоз - поезд)д) замена обобщающих понятий словами конкретного значения (обувь - ботинки, посуда - тарелки)е) использование словосочетаний в процессе поиска слова (кровать - чтобы спать, щетка - зубы чистить)ж) замены слов обозначающих действия или предметы словами существительными (открывать - дверь, играть - кукла), или наоборот, замена существительных глаголом (лекарство – болеть). Особенно стойкими являются замены глаголов: кует - молотит, купает - моет. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные - с другой, а также выделять оттенки значений.Причиной таких ошибок, по мнению многих исследователей, является несформированность семантических полей, нечеткость определения ядра и трудность в систематизации конкретного речевого поля. В современной психофизиологии, собрано достаточно много фактов о способности речевых элементов создавать многообразные временные связи: «обширную, долговременно сохраняемую систему взаимосвязанных структур», именуемую Т.Н Ушаковой «вербальной сетью». Развитие данной вербальной сети является основой для развития словестных понятий. У детей с речевой патологией, нарушена скорость работы познавательно-семантических процессов, а также снижена активность вербальных структур. Вследствие этих нарушений снижается избирательность множественных семантических связей, что не позволяет обучающимся пользоваться многообразием значений, использовать близкие лексические единицы, осознавать многозначность слова, определять способы сочетаемости.К вопросам развития лексико-семантического развития и возможности формирования его у детей с нарушением речи обратилась С.Н. Шаховская. Она изучила возможность развития речевой системности у детей с ОНР. По данным её исследования задержка формирования семантических полей у детей с ОНР, вызвана трудностью усвоения единства формы и значения слова, что проявляется в уменьшении количества логических связей и недостаточности их объема, что приводит к несформированности синтагматических и парадигматических союзов. А так же к неумению применять языковые единицы. С.Н. Шаховская, обращает наше внимание на недоразвитие динамических структур значений слов, на их неправильную группировку. Речь большинства детей с недоразвитием неточна, по значению: проявляются системные изменения и расширения значения слов с взаимозаменами. Нарушения речевой стороны охватывают все признаки слова, лексический запас не развивается, как система множественных связей. Для выявления уровня сформированности познавательно-семантических процессов у детей с речевыми расстройствами Л.Б. Халиловой проведено исследование, с помощью которого, возможно систематизировать языковые нарушения, выделить в отдельную группу те, которые связаны с постепенной утратой лексического значения и познавательной слабостью речи детей. Количество семантических нарушений младших школьников с ОНР очень многообразно: слабая дифференциация значений, медленное усвоение многозначных слов, незнание точных смыслов слов, неумение использовать способы лексико-семантических вариантов, неправильное использование прямой и косвенной речи, нарушение норм лексики – «таков далеко неполный перечень недочетов, заметно ограничивающий семантический кругозор детей с нарушение речи». Все это приводит к нарушению лексических норм, неправильному их употреблению в составе речи. Кроме того была обнаружена слабость смысловых ассоциаций, замедление темпа перехода от конкретных значений к абстракции. У большинства детей вызвало трудность применение переносных значений слов. Особенностью детей с речевой патологией являются стойкие речевые неточности, которые вызваны сложностью усвоения вторичных смыслов, незнанием законов смыслового соответствия, нарушением лексического сочетания слов, трудностью употребления близких по значению слов. Нарушение развития лексических реакций у детей с ОНР проявляется и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов. Л.С. Выготский рассматривал формирование обобщающих понятий как сложный внутренний психический процесс, включающий в себя постепенно развивающееся понимание нового слова, собственное применение его ребенком и в заключении действительное освоение его. У младших школьников с общим недоразвитием речи, усвоение обобщающих понятий происходит аномально, неравномерно, с большим отставанием в своем развитии. Формирование лексической системности, семантических полей проявляется не только в характере вербальных ассоциаций, но и в особенностях классификации слов на основе семантических признаков. Так, выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается большим количеством ошибок. При группировке существительных младшие школьники с ОНР часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального назначения. При этом в ряде случаев дети недостаточно точно представляют себе образ предметной ситуации. В ответах детей с речевой патологией отражаются их нечеткие представления о родовидовых отношениях.Р.И. Лалаева указывает, что самые большие трудности вызывает у младших школьников с ОНР группировка глаголов. Обучающиеся часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вышел, подошел и др. Эти данные свидетельствуют о несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов.Обучающиеся младшего школьного возраста с ОНР часто допускают ошибки при подборе синонимов и антонимов. При этом наблюдается разнообразный характер ошибок. В процессе поиска слов-антонимов дети с ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам. Вследствие этого часто воспроизводят слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову-антониму, что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова. В заданиях на подбор синонимов у обучающихся с речевой патологией выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.У младших школьников с ОНР недостаточно сформированы системные отношения между лексическими единицами языка. По мнению ряда исследователей (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева), можно выделить целый комплекс причин данного явления: -трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;-недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;-недостаточная активность процесса поиска слова;-несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;-неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;- ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.Исходя из анализа научной и методической литературы по проблеме формирования лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи, можно сделать вывод, что развитие лексико-семантических представлений о слове у младших школьников с общим недоразвитием речи характеризуется целым рядом трудностей и проблем, которые связаны с недостаточностью объема и количества лексических связей, неумением применять языковые единицы, слабым лексическим запасом, несформированностью множественных связей, трудностями усвоения единства формы и значения слова, семантическими нарушениями парадигматического и синтагматического характера, стойкими речевыми неточностями, несформированностью системных отношений между лексическими единицами языка.