Публикации Внеурочное занятие по математике в 7 классе коррекционной школы VIII вида в рамках недели математики "Из истории мер длины"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочное занятие по математике в 7 классе коррекционной школы VIII вида в рамках недели математики "Из истории мер длины"
Автор: Виноградова Елена Юрьевна

Внеурочное занятие по математике «Из истории мер длины»в рамках недели математики в школеПодготовила и провела учитель математики Виноградова Е.Ю.Цель занятия:Познакомиться со старинными мерами длины , сопоставить их с современными мерами и научиться применять полученные знания .Личностные УУД:Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смыслпоставленной задачи, проявлять инициативу, находчивость.Метапредметные УУД:Регулятивные:Умение определять и формулировать цель занятия, проговаривать последовательность действий, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей.Коммуникативные:Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.Познавательные:Умение переводить старинные меры длины в современные.Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран. Ход занятияМотивация учебной деятельности.Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Сядьте удобно и повторяйте за мной: «Я хочу учиться. Я готов к работе. Я внимателен и все замечу. Я радуюсь этому».Актуализация знаний и формулирование темы занятия.Прежде, чем узнать тему занятия, мы с вами разгадаем кроссворд (на доске)
  • Самая маленькая единица длины? (миллиметр) 
  • Единица для измерения расстояния между городами? (километр)
  • 100 см одним словом называется ? (метр) 
  • Эта мера в 10 раз больше миллиметра. (сантиметр) 
  • Знакомы вам эти слова?
  • Что объединяет все эти понятия? (Это меры длины.)
  • Какими инструментами мы пользуемся для измерения длины? (ответы детей).
  • Были ли эти инструменты в старину? Правильно, таких инструментов не было, но в жизни людям приходилось выполнять измерения. Как они это делали, узнаете, послушав стихотворение:
  • Не имели наши предкиНи линейки, ни рулетки.Но могли предмет любойИзмерять самим собой.Ткани мерили локтями,Землю мерили лаптями,И имели пальцев пять –Щели в доме измерять.В общем, жили не тужили,Не хлебали лаптем щей…И всему на свете былиЛюди – мерою вещей!
  • Сегодня мы с вами обратимся к истории и познакомимся с мерами длины, которые использовали в старину. Внимание на экран.
  • О каких старинных мерах длины вы узнали? ( ответы)
  • Все эти меры представляли собой измерения различных частей человеческого тела.
  • Ребята, а почему для нас важно знать старинные меры длины? (Для нас важно знать их, чтобы всегда можно было прикинуть измерения. Ведь инструменты для этого всегда с человеком – руки, ноги).
  • Практическая работа «Удобны ли старинные меры длины в современном бытуЗадание 1 Измерить длину стола малой и большой пядью.Сравнить полученные данные с результатами взрослого человека (учителя). Они разные.Мы убедились, что старинные меры длины не дают точного результата.
  • Удобно ли пользоваться этими мерками в современной жизни?
  • Почему они утратили свою значимость? (Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. Они были заменены на единицы измерения, принятые во всем мире.)
  • Однако упоминания о них можно встретить в выражениях, пословицах и поговорках.
  • Задание 2  «Соотнесите выражения, пословицы и поговорки с их значением» (задания индивидуальные на карточках)   Проверка: 1 – 5, 2 – 4, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3
  • Встречаются старинные меры длины в произведениях русских поэтов и писателей. Чтобы понять их приблизительные значения, существует таблица перевода старинных мер длины в современные.
  • Задание 3 «Перевод в современные меры длины»1 группа.1) Прочитать отрывок из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова«Дедушка Мазай и зайцы» (Читает «Литератор»)Вижу один островок небольшой –Зайцы на нем собралися гурьбой.С каждой минутой вода подбираласьК бедным зверькам: уж под ними осталосьМеньше аршина земли в ширину,Меньше сажени в длину.2) Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных мерах длины? Вычислите и заполните таблицу. (использовать таблицу перевода)
  • Ширина острова – 1 аршин * 71 см = 71 см
  • Длина острова – 1 сажень * 248 см = 248 см2 Группа
  • Прочитать отрывок из стихотворения Петра Павловича Ершова
  • «КОНЕК ГОРБУНОК» (Читает «Литератор»)Да игрушечку конька Ростом только в 3 вершкаНа спине с двумя горбамиДа с аршинными ушами.
  • Вычислить рост конька, длину его ушей в современных мерах длины и заполните таблицу (использовать таблицу перевода)
  • Рост Конька – 3 вершка * 4 см 5 мм = 13 см 5 ммДлина ушей – 1 аршин * 71 см = 71 см3 Группа
  • Прочитать отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца»
  • Хорош был у Ильи конь. Хвост у Бурушки двух саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей…
  • Вычислить длину хвоста и шерсти Бурушки в современных мерах длины и заполните таблицу (использовать таблицу перевода)
  • Длина хвоста – 2 сажени * 248 см = 496 см =4 м 96 смДлина шерсти – 3 пяди * 18 см = 54 смВключение знаний в систему повторения.
  • Старинные меры длины используются при решении задач.
  • Вычислить: «семь пядей во лбу»? (Пядь = 18 см) 18*7=126 см
  • Купили 100 аршинов ткани. Сколько это метров ткани? Решение: 1 аршин = 71 см, 100 аршин = 71*100 = 7100 см = 71 м.
  • Длина бревна 5 аршин. За одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. За сколько минут будет распилено все бревно?
  • Выразите в сантиметрах высоту терема, равную трем косым саженям? (248 *3=744см)
  • Выразите в сантиметрах длину отрезка полотна , равную 15 локтям?(15*45=67 
  • «Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, все на одно лицо и ростом с косую сажень» Какова роста были добры молодцы?
  • Подведение итогов занятия.1) Рефлексия.
  • Что вы нового узнали?
  • Какое задание на ваш взгляд было самым интересным?
  • Зачем современному человеку знать старинные меры длины?
  • Что из услышанного на занятии вы расскажите друзьям или родителям?
  • Заключительное слово учителя: старинные русские меры неудобны, поэтому редко используются в жизни современного человека, но знать о них нужно, так как это поможет провести приблизительные измерения, если нет других инструментов. Так же, старинные меры длины часто встречаются в текстах рассказов, сказок, стихотворений, и зная, что они означают, будет проще понять смысл. Все, связанное с происходящим в давние времена, часть истории нашей страны, и нужно знать ее прошлое, чтобы создать прекрасное будущее.