Публикации
Внеурочное занятие по математике в 7 классе коррекционной школы VIII вида в рамках недели математики "Из истории мер длины"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочное занятие по математике в 7 классе коррекционной школы VIII вида в рамках недели математики "Из истории мер длины"
Автор: Виноградова Елена Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочное занятие по математике в 7 классе коррекционной школы VIII вида в рамках недели математики "Из истории мер длины"
Автор: Виноградова Елена Юрьевна
Внеурочное занятие по математике «Из истории мер длины»в рамках недели математики в школеПодготовила и провела учитель математики Виноградова Е.Ю.Цель занятия:Познакомиться со старинными мерами длины , сопоставить их с современными мерами и научиться применять полученные знания .Личностные УУД:Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смыслпоставленной задачи, проявлять инициативу, находчивость.Метапредметные УУД:Регулятивные:Умение определять и формулировать цель занятия, проговаривать последовательность действий, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей.Коммуникативные:Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.Познавательные:Умение переводить старинные меры длины в современные.Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран. Ход занятияМотивация учебной деятельности.Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Сядьте удобно и повторяйте за мной: «Я хочу учиться. Я готов к работе. Я внимателен и все замечу. Я радуюсь этому».Актуализация знаний и формулирование темы занятия.Прежде, чем узнать тему занятия, мы с вами разгадаем кроссворд (на доске)Самая маленькая единица длины? (миллиметр) Единица для измерения расстояния между городами? (километр) 100 см одним словом называется ? (метр) Эта мера в 10 раз больше миллиметра. (сантиметр) Знакомы вам эти слова? Что объединяет все эти понятия? (Это меры длины.) Какими инструментами мы пользуемся для измерения длины? (ответы детей). Были ли эти инструменты в старину? Правильно, таких инструментов не было, но в жизни людям приходилось выполнять измерения. Как они это делали, узнаете, послушав стихотворение: Не имели наши предкиНи линейки, ни рулетки.Но могли предмет любойИзмерять самим собой.Ткани мерили локтями,Землю мерили лаптями,И имели пальцев пять –Щели в доме измерять.В общем, жили не тужили,Не хлебали лаптем щей…И всему на свете былиЛюди – мерою вещей!Сегодня мы с вами обратимся к истории и познакомимся с мерами длины, которые использовали в старину. Внимание на экран. О каких старинных мерах длины вы узнали? ( ответы) Все эти меры представляли собой измерения различных частей человеческого тела. Ребята, а почему для нас важно знать старинные меры длины? (Для нас важно знать их, чтобы всегда можно было прикинуть измерения. Ведь инструменты для этого всегда с человеком – руки, ноги). Практическая работа «Удобны ли старинные меры длины в современном быту?»Задание 1 Измерить длину стола малой и большой пядью.Сравнить полученные данные с результатами взрослого человека (учителя). Они разные.Мы убедились, что старинные меры длины не дают точного результата.Удобно ли пользоваться этими мерками в современной жизни? Почему они утратили свою значимость? (Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. Они были заменены на единицы измерения, принятые во всем мире.) Однако упоминания о них можно встретить в выражениях, пословицах и поговорках. Задание 2 «Соотнесите выражения, пословицы и поговорки с их значением» (задания индивидуальные на карточках) Проверка: 1 – 5, 2 – 4, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3 Встречаются старинные меры длины в произведениях русских поэтов и писателей. Чтобы понять их приблизительные значения, существует таблица перевода старинных мер длины в современные. Задание 3 «Перевод в современные меры длины»1 группа.1) Прочитать отрывок из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова«Дедушка Мазай и зайцы» (Читает «Литератор»)Вижу один островок небольшой –Зайцы на нем собралися гурьбой.С каждой минутой вода подбираласьК бедным зверькам: уж под ними осталосьМеньше аршина земли в ширину,Меньше сажени в длину.2) Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных мерах длины? Вычислите и заполните таблицу. (использовать таблицу перевода)Ширина острова – 1 аршин * 71 см = 71 см Длина острова – 1 сажень * 248 см = 248 см2 ГруппаПрочитать отрывок из стихотворения Петра Павловича Ершова «КОНЕК ГОРБУНОК» (Читает «Литератор»)Да игрушечку – конька Ростом только в 3 вершкаНа спине с двумя горбамиДа с аршинными ушами.Вычислить рост конька, длину его ушей в современных мерах длины и заполните таблицу (использовать таблицу перевода) Рост Конька – 3 вершка * 4 см 5 мм = 13 см 5 ммДлина ушей – 1 аршин * 71 см = 71 см3 ГруппаПрочитать отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца» Хорош был у Ильи конь. Хвост у Бурушки двух саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей…Вычислить длину хвоста и шерсти Бурушки в современных мерах длины и заполните таблицу (использовать таблицу перевода) Длина хвоста – 2 сажени * 248 см = 496 см =4 м 96 смДлина шерсти – 3 пяди * 18 см = 54 смВключение знаний в систему повторения.Старинные меры длины используются при решении задач. Вычислить: «семь пядей во лбу»? (Пядь = 18 см) 18*7=126 см Купили 100 аршинов ткани. Сколько это метров ткани? Решение: 1 аршин = 71 см, 100 аршин = 71*100 = 7100 см = 71 м. Длина бревна 5 аршин. За одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. За сколько минут будет распилено все бревно? Выразите в сантиметрах высоту терема, равную трем косым саженям? (248 *3=744см) Выразите в сантиметрах длину отрезка полотна , равную 15 локтям?(15*45=67 «Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, все на одно лицо и ростом с косую сажень» Какова роста были добры молодцы? Подведение итогов занятия.1) Рефлексия.Что вы нового узнали? Какое задание на ваш взгляд было самым интересным? Зачем современному человеку знать старинные меры длины? Что из услышанного на занятии вы расскажите друзьям или родителям? Заключительное слово учителя: старинные русские меры неудобны, поэтому редко используются в жизни современного человека, но знать о них нужно, так как это поможет провести приблизительные измерения, если нет других инструментов. Так же, старинные меры длины часто встречаются в текстах рассказов, сказок, стихотворений, и зная, что они означают, будет проще понять смысл. Все, связанное с происходящим в давние времена, часть истории нашей страны, и нужно знать ее прошлое, чтобы создать прекрасное будущее.