Публикации Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи ребёнка.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи ребёнка.
Автор: Стукалова Светлана Николаевна

С.Н. СтукаловаДетский сад № 94города Каменска – Уральского»Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи ребёнка.Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь наших детей, тем лучше они высказывают свои мысли, лучше познают окружающий мир, полноценно строят взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.Как показывает практика, любое недоразвитие речи отражается на деятельности и поведении ребёнка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, замкнутыми. Если их не понимают они раздражаются и замыкаются в себе. Другие же дети, которые не критично относятся к своему дефекту проявляют инертность, непонимание, а порой и безразличие.Кроме того у большинства детей присутствуют вторичные отклонения в ведущих психических процессах (низкий уровень восприятия, внимания, памяти; отсутствие воображения). А в последние годы в детский сад приходят всё больше детей с нарушением интеллекта и системным недоразвитием речи I-II уровня.Занимаясь с детьми разного уровня речевого развития, я вижу основные недостатки мешающие обучению детей это, плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленной деятельности, невозможность заучивания или припоминания чего-либо. Но с другой стороны всем нашим детям свойственно любопытство, проявление пусть даже поверхностного интереса,поэтому любая деятельность на занятии должна быть эмоционально окрашена и вызывать у них живой интерес, необходимо строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого я обратилась к театрализованной деятельности и, выбрала социально-игровой стиль педагогической деятельности.Моя роль, в организации и проведении таких игр, очень велика. Эту работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Так вот, чем продуманнее и слаженнее будет работа на занятии, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Виды театрализованных игр разнообразны. В одних, дети играют как артисты (каждый исполняет свою роль). В других, действуют как в режиссёрской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Для удобства все театрализованные игры я разделила на две группы: режиссёрские и игры-драматизации. К режиссёрским играм относится:
  • Настольный театр игрушек и картинок;
  • Стендовые игры (театр на фланелеграфе, театр на магнитной основе «Магнитные истории», стенд-книжка)
  • Такие игры я ввожу в соответствии с тематическим планом работы и использую их при обучении нового материала или повторении пройденного. Здесь ребёнок сам или с помощью взрослого создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объёмного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения является звукоподражание, интонация, мимика. Данные игры используются на занятии при формировании умения произносить звуки, слоги, слова; при составлении предложений и рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин. Вершиной творчества является, когда дети, выступая в роли режиссёра, сочиняют историю и затем, используя фигурки настольного театра её разыгрывают. Игры-драматизацииЗдесь дети – артисты. В зависимости от темы занятия ребёнок применяет на себя и проигрывает различные социальные роли. Например: тема «Овощи - фрукты», здесь дети знакомятся и проигрывают роли садовода, фермера, продавца, покупателя, повара. Причём выбор сюжета, последовательность событий распределение роли предлагают сами дети, а я как педагог лишь корректирую и ненавязчиво руковожу процессом. Ведь драматизация – не цель, а средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящим перед педагогом. Например: проигрывая сказки «Теремок» и «Рукавичка» мы учимся сравнивать эти сказки – по сюжету, главным героям, последовательности событий т.е. формируем умение проводить анализ произведения, что так необходимо при дальнейшем обучении ребёнка в школе. Успешности использования театрализованных игр в моей работе способствует организация предметно-игровой среды. Для этого необходим различный дидактический материал. На занятиях используется различное оборудование:- настольная ширма;- плоскостные деревянные, пластиковые, тканевые, магнитные фигурки персонажей сказок;- декоративные украшения;- наборы кукол для пальчикового театра;- элементы костюмов, маски персонажей сказок, рассказов.- игровые модули для разыгрывания социально-ролевых игр;К сожалению, предложенные игры в специальной литературе для моих детей трудны. Поэтому пришлось многое переделать, придумать заново в соответствии с речевыми возможностями детей.Конечно, вся эта кропотливая деятельность является работой только для педагога, а для детей это прежде всего - ИГРА. И если сначала она протекает организованно, то потом, становится самостоятельной деятельностью детей.Литература
  • Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи / Е.В. Жулина, И.В. Голубева // Логопед. – 2008. – №5. – С. 111-119
  • Пушкина Т.В. Театрализованные игры в обучении рассказыванию старших дошкольников с ЗПР / Т.В. Пушкина, Е.С. Беломестнова // Логопед. – 2012. – №7. – С. 53-58
  • Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.