Публикации
Развитие речи детей дошкольного возраста в норме.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей дошкольного возраста в норме.
Автор: Сандырёва Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей дошкольного возраста в норме.
Автор: Сандырёва Наталья Николаевна
Развитие речи детей дошкольного возраста в норме.Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.Дети дошкольного возраста с плохой связной речью будут испытыватъ затруднения в обучении в массовой школе, поэтому задачи по развитию связной речи в школе тесно связаны с задачами по развитию речи в ДОУ.Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.Современные подходы к разработке технологий развития речи опираются на такие науки, как языкознание и психолингвистика, при этом речь трактуется как деятельность, а язык рассматривается как система знаков, как средство или орудие этой деятельности. Теоретико-методологические концепции Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева раскрывают роль речи в формировании высших психических функций. Овладение языковой системой перестраивает все основные психические процессы у ребёнка, слово оказывается мощным фактором, качественно изменяющим психическую деятельность, совершенствующим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления, а также деятельности.В исследовании А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно освещены этапы последовательного овладения ребёнком различными сторонами русского языка. Им описаны поэтапность усвоения структур предложений, разных частей речи, их грамматического и фонетического оформления, раскрыты закономерности закрепления навыков пользования различной слоговой структурой. А.Н.Гвоздев подчёркивал, что в норме развитие языковых компонентов претерпевает определённые изменения, хотя процесс усвоения родного языка протекает в очень короткие сроки. Важно отметить, что становление речи подчиняется определённым закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми.Другие исследователи ( А. II. Леонтьев , Г. Л . Розенгарт - Пупко, Н.И.Жинкин и др. ) выделяют разные этапы становления речи детей. Представляется наиболее оптимальным следующий вариант такого деления:Подготовительный этап ( от 0 до 1 года ); Преддошкольный этап ( от 1 года до 3 лет ); Дошкольный этап ( от 3 до 7 лет ). Дошкольный период от 3 до 7 лет является одним из главных в речевом развитии ребёнка. В это время отмечается значительный рост словарного запаса. Так, по данным Е.А.Аркина, к 4 - м годам словарь достигает уже 2000 слов, а к 6 - ти годам - 4000 слов; по данным А. Штерна, к 4 - м годам словарь насчитывает - 1600 слов, к 5 -ти годам 2200 слов. У детей растёт опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Именно чувство языка подсказывает ребёнку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложениях (К. Д. Ушинский). 3акрепляются навыки словообразования разными способами: суффиксальными, префиксальным и т.д. Усвоение предметного, глагольного словаря и словаря признаков проходит параллельно с овладением грамматическим строем языка. Уже в 3 года дети употребляют винительный падеж с предлогом «под», родительный падеж с предлогом «через», «без», «для», «после». От 3-х до 4-х лет усваивается родительный падеж с предлогом «до» для обозначения предела («до леса»), с предлогом «вместо».Начиная с 3-х лет, у детей наблюдается активное формирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи.В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения. Они являются результатом возрастных особенностей строения речевого аппарата и исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Так, в 3 года ребёнок:смягчает произношение звуков; заменяет свистящие и шипящие звуками «т», «ть», «д», «дь»; в его речи могут отсутствовать сонорные звуки «р», «рь», «л», «ль». В 4 года исчезает смягчённое произношение звуков, появляется дифференциация «ль – j», формируются свистящие звуки, а затем появляются шипящие звуки.В 4,5 года дети пользуются свистящими, шипящими звуками, аффрикатами, формируются сонорные звуки «л – р» и их дифференциация.К 5 годам дети не только правильно произносят, но и различают все фонемы родного языка.Дети, употребляя новые лексико-грамматические категории, постепенно усваивают согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, предложные конструкции. К 5 годам они достаточно свободно пользуются согласованием числительных с существительными. Характерным для нормы является то, что в случае неправильного употребления грамматической формы достаточно небольшого обучающего момента и ребёнок даёт нормативную грамматическую категорию.Качественный состав словарного запаса в дошкольный период развивается следующим образом:4-й год жизни - словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (части тела у животных и человека; предметы обихода; контрастные размеры предметов; некоторые цвета; формы; некоторые физические качества (холод, гладкий), свойства действий (бьётся, рвётся). Появляется способность обозначать одним словом группу одних и тех же предметов. Дети знают определённые материалы (глина, бумага, дерево), их качество и свойства ( мягкий, твёрдый, тонкий, шероховатый; бьётся, рвётся, ломается): умеют обозначать ориентировку во времени и пространстве (утро, вечер, сначала, назад, вперёд).5-й год жизни - активное использование предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы (ткань, бумага).6-й год жизни - дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (кисловатый, светло-синий, прочный, прочнее). Расширяются знания о материалах (пластмасса, фарфор, металл), домашних и диких животных и их детёнышей, зимующих и перелётных птицах, формируются видовые - и родовые понятия.7-й год жизни - подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов.В дошкольном возрасте дети достаточно активно усваивают конструкции предложений:4-й год жизни - отмечаются первые структуры сложных предложений. Естественно, в конструкции этих предложений встречаются ошибки в виде пропуска и перестановки слов, пропуска и замены союзов. Однако по данным В.И. Ядэшко, уже 8 процентов от общего объёма предложений - это сложные предложения.5-й год жизни - увеличивается количество сложных предложений - до 11 процентов. Дети уже начинают пользоваться однородными подлежащими и сказуемыми.6-й год жизни - объём предложений резко увеличивается до 12-15 слов, из них 17 процентов - сложные предложения. Появляются однородные определения и обстоятельства, возможности противопоставлять однородные члены предложения. Дети активно пользуются противительными союзами.7-й год жизни - дети пользуются распространёнными предложениями, конструкциями из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений со всеми видами придаточных.Использование различных типов предложений, усвоение лексико-грамматических средств языка помогает детям развивать связные высказывания. Дошкольники в 3 года охотно вступают в диалог, отвечая на вопросы детей и взрослых. Они уже сами задают вопросы. Речь такого ребёнка ещё ситуативна, первые их высказывания в объёме 2-3 предложений.В 4 года дети начинают составлять первые небольшие рассказы - описания любимых игрушек по картинкам, сюжет которых интересен и хорошо знаком детям. Они с удовольствием заучивают стихотворения, потешки, скороговорки.В 5 лет связная речь достигает качественно более высокого уровня. Дети начинают овладевать основными типами монологической речи: рассказом, пересказом. Они, слушая товарищей, могут оценить их рассказы, добавить отдельные эпизоды, достаточно подробно составить описательный рассказ и рассказ по картинке и серии картинок.В 6 лет дети свободно составляют рассказы по картине, серии картин, по представлению. К этому времени у них формируются умения составлять рассказ по памяти, на заданную тему, из личного опыта, пересказывать. Рассказы детей включают элементы творчества: они могут придумывать новые эпизоды, других действующих лиц, своё начало или концовку. Умение рассказывать закрепляется в играх, драматизациях на литературные темы, при участии детей в спектаклях кукольного театра. При просмотре диафильмов дети самостоятельно подбирают тексты к отдельным кадрам. Они могут по аналогии с прослушанными сказками придумать свои, где действующие лица наделены фантастическими качествами. В этом возрасте появляется планирующая речь. Наиболее ранние и частые планирующие высказывания порождаются практическими затруднениями. Ребёнок планируя, сначала создаёт словесный план, затем осуществляет свой план в действии. Таким образом, попытки ребёнка приобретают как бы двухфазную структуру. Действия его уже не импульсивны, они подготовлены речевым планом.О значении планирующей деятельности у нормально развивающихся детей говорят многие авторы, хотя экспериментальных исследований в этом направлении выполнено не так много. По мнению М.А.Бородич, Н.А.Ветлугиной, Л.Р.Голубевой, Э.Л.Коротковой, А.А. Люблинской, Н.А.Орлановой, Н.Н.Поддьякова, И.Б.Слиты, дети старшего дошкольного возраста способны планировать свою деятельность (т.е. рассказывание), хотя эти возможности и ограничены. Н.А.Орланова в своей кандидатской диссертации (1967г.), посвящённой изучению возможностей обучения детей 6-7 лет творческому рассказыванию, делает вывод, что под влиянием систематического обучения словесная творческая деятельность совершенствуется, дети 6 лет овладевают не только структурой связного рассказа, но и начинают проявлять элементарные умения предварительно планировать свой рассказ.Таким образом, знание логопедом общих закономерностей формирования детской речи, понимание того в какой последовательности осуществляется овладение различными сторонами родного языка (его лексикой, фонетикой, грамматическим строем), поможет определить требования к нормативной речи детей на этапах её формирования, выявить характерные проявления общего недоразвития речи, подобрать дифференцированные методические приёмы коррекции.