Публикации Консультация для воспитателей ДОУ «Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для воспитателей ДОУ «Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников»
Автор: Шарпак Анна Викторовна

Консультация для воспитателей ДОУ«Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников»«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение». Д. РодариСлово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «баять», «рассказывать» Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.Русская народная сказка- это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка- один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.Существует несколько классификаций сказок:1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. (психолог, директор института сказкотерапии) предложила типологию сказок, которая включила в себя:-художественные (народные и авторские) сказки;-психотерапевтические сказки (обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Эти сказки должны оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму);-дидактические (Цель дидактической сказки скромна- передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения);-медитативные (самые сложные, т.к. требуют создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей, ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать слушатели, глубокое погружение слушающего в сказочный процесс).2. В фольклористике принята классификация сказок Проппа В.Я. (русский филолог-фольклорист), в которой выделяются:-сказки о животных;-сказки о людях (волшебные, новеллистические, анекдоты);-кумулятивные (многократное повторение одних и тех же действий или элементов).3. В педагогике на сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:-Сказки о животных (человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая, отсюда очеловечивание животных и птиц…)-Волшебные сказки (сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические сюжеты, в их основе лежит чудесный мир-это предметный, фантастический, неограниченный мир).-Бытовые сказки (характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы).Строение сказки одинаково во всех типах:
  • Зачин (эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями, зачину иногда предшествует присказка, обычно шутливая, она украшает сказку. Она обычно ритмична и рифмована. Цель её- привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее пойдет речь).
  • Основное повествование (развитие сюжета, события и приключения)
  • Концовка (любая сказка имеет счастливый конец, кроме концовки может быть конечная присказка, которая иногда соединяется с концовкой: «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил ложку; кто легок на ножку, тот сбегай по ложку!»)
  • Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это- сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои (необходимо вспомнить их основные черты и поступки) сказки.Работая со сказкой в области развития связной речи преследуются такие цели, как:-создание коммуникативной направленности речевых высказываний;-совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;-развитие диалогической и монологической речи;-приобщение детей к истокам народной культуры.Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: -слушаем,-рассказываем,-проживаем-сочиняем сказку.Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связанной, логической речи. На решение этих проблем направлен раздел речевая зарядка.Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры и игровые приемы с использованием сказок:Определение лишнего слова.Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное. Например,: из ряда слов Лиса, заяц, избушка, собака, петух- ребенок определяет лишнее слово- избушка.Составление словаря по сказке.Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например,: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д.В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.Помоги герою найти свою сказку.Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.Что было бы, если бы…Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?Верно - неверно.Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут… Позвала внучка мышку… Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое...Хорошо-плохо.Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку). Сказка для ребёнка- это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.