Публикации «Формирование просодической стороны речи на подготовительном этапе у детей с общим недоразвитием речи с помощью театрально-игровой деятельности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование просодической стороны речи на подготовительном этапе у детей с общим недоразвитием речи с помощью театрально-игровой деятельности»
Автор: Малютина Дарья Игоревна

Мастер-класс в рамках заседания районного методического объединения: «Формирование просодической стороны речи на подготовительном этапе у детей с общим недоразвитием речи с помощью театрально-игровой деятельности»Цель: повышение компетенции педагогов по проблеме формирования просодической стороны речи на подготовительном этапе у детей с общим недоразвитием речи с помощью театрально- игровой деятельности»Задачи: 1.Познакомить педагогов с системой работы по формированию просодической стороны речи с помощью театрально- игровой деятельностью.2. Повышение творческой активности педагогов в процессе мастер-класса. Оборудования: ноутбук, проектор, презентация, маски герое сказки Сегодня мы бы хотели окунуться в волшебный мир театра! Для этого нужно совсем немного желание и хорошее настроение! Ну что готовы тогда начнем! Здравствуйте, уважаемые КОЛЛЕГИ! (Кричалка)- Крикните громко и хором, друзья,- Деток вы любите Да или нет? (Да)- Пришли вы на мастер-класс,сил совсем нет,Вам лекции слушать НЕ хочется здесь (Нет)- Я вас понимаю…..Как быть господа?Проблемы детей решать нужно всем нам? (Да)- Последнее спрошу у вас я:Активными все будете? (Да) Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями.  мы начинаем наш мастер-класс. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи, отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств оформления речи. Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченной коррекционно-развивающей деятельностью. Однако распространённость просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание через театрализацию. Театрализация - это импровизация, оживление предметов и звуков через:- Знакомство с окружающим миров, образы, краски и звуки- Подражание образу персонажа, его мимике, жестам и голосу- Совершенствование просодической культуры речи и активизации словаряТеатрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения, а именно происхождение компонентов речи - сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий , а также экспрессии и эмоций. На подготовительном этапе развития просодических компонентов речи:1. Работа над речевым дыханием;2. Работа над голосом;3.Формирование ритмической, темповой организации речи;4. Сценическое мастерство: мимика, пантомимика, движения, жесты.Этапы:1. Работа над речевым дыханием:Сюжетно-ролевая игра «День рождение друга» можно применить упражнения на развитие речевого дыхания «Задуй свечу».Цель: развивать речевое дыхание; формирование плавного ротового выдоха; развивать игровые действия по сюжету.Содержание: Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать, «гасить свечу», произнося Ф.Также используем ИКТ игры для Тигры (Видео в презентации) 2. Работа над голосом: Сюжетно-ролевая игра «Красная шапочка» Цель: привлечь внимание детей к тому, что голоса бывают разные, развивать у детей слуховое внимание.Материал: аудиозапись инсценировки любой сказки, например, «Красная шапочка».Содержание. Дайте послушать детям сказку. Обсудите с детьми, как говорил каждый из ее героев: у волка голос был грубый, страшный, а у Красной шапочки  нежный, ласковый. Предложите детям прослушать и отгадать, кто из героев сказки будет с ним сейчас говорить. Для этого спрячьтесь за ширму или занавеску и спросите, подражая голосу Красной шапочки: «Ребята, вы меня узнаете? Кто я?». Затем задайте тот же вопрос, но голосом волка.3. Формирование ритмической, темповой организации речи: Скороговорки пословицы, поговорки, четверостишья.Поочередное выделение интонацией слова в начале, середине и в конце предложения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.Цель: научить изменять голос по высоте и силе, а также интонацию, в зависимости от роли; расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников учреждения.4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.Сюжетно-ролевая игра «Два зеркала»Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также мимических ипантомимических способностей детей.Роли: Королева и Невидимый король, два зеркала.Содержание: В игре участвуют четверо детей. Участники располагаются следующим образом: перед Королевой стоят двое детей, изображающие зеркала. За Королевой стоит невидимый Король. Королева, не поворачиваясь, угадывает, кто из детей играет роль Короля. Зеркала сообщают, кто стоит за ней. Одно зеркало – молчащее, показывает мимикой, другое – говорящее. Остальные участники игры располагаются за спиной Короля и по мере отгадывания, бесшумно, по очереди занимают его.Таким образом, театрализованная деятельность - это один из самых эффектных способов формирования просодической стороны речи, оно даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время театрализованных игр раскованно и свободно, и наиболее полно и ярко проявляет себя. А главный принцип обучения: формировать и развивать играя.