Публикации Специальные условия для образования детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специальные условия для образования детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)
Автор: Бочарова Надежда Александровна

Специальные условия для образования детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования.Самое общее и основное условие включения ребенка с ТМНР в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной средыПеречислим далее основные группы условий:1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеурочной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся с ТМНР.4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми ТМНР.Понятие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) ребенка подразумевают под собой особую группу детей, которые нуждаются в специфическом сопровождении. Как обучать ребенка, который с трудом передвигается или не разговаривает, не дает обратной связи? Государство поддерживает получение образования лиц с ОВЗ и гарантирует создание для детей с ТМНР всех необходимых условий. Приоритетной задачей обучения детей с ТМНР является приобретение навыков самообслуживания.Несмотря на серьезные недостатки в физическом или умственном развитии дети должны пройти обучение, которое должно соответствовать ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт для лиц с интеллектуальными нарушениями предполагает два варианта обучения. Дети с ТМНР после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии чаще всего получают рекомендации к обучению по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 9.2). Также дети с тяжелыми множественными нарушениями развития могут обучаться по вариантам: 1.4 (глухие дети), 3.4 (слепые дети), 6.4 (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата), 8.4 (дети с расстройством аутистического спектра). Адаптированная программа предусматривает множество разделов, содержание которых направлено на овладение умениями, необходимыми для индивидуального жизнеобеспечения. Например, умение вступать в контакт, соблюдая общепринятые правила общения, умение пользоваться доступными средствами коммуникации, овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач, владение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах.Особые образовательные потребности детей с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития(СИПР), для их обучения и воспитания. Учитель для обучающегося с тяжёлыми множественными нарушениями развития разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)- документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов и родителей, в организации образования и психолого-педагогического сопровождения, обучающегося с ТМНР. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ТМНР в образовательных учреждениях является создание специальной адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. В нашей школе созданы такие материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа учащихся с недостатками физического и психического развития в здания и помещения школы. Эти условия способствуют организации их пребывания и обучения в школе - интернате (пандусы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотрены статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.В помещениях для обучающихся предусмотрено специальное оборудования, которые позволяет оптимизировать образовательную деятельность, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивает максимально возможную самостоятельность в передвижении и коммуникации при осуществлении учебной деятельности. Учебное место обучающихся с ТМНР созданы с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитывались возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти и рекомендации ПМПК. В кабинетах для создания оптимальных условий обучения организованы учебные места для индивидуальной и групповой форм обучения. С этой целью в помещения классов разделены на специальные зоны. Кроме учебных зон имеются места для отдыха и проведения свободного времени. Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования большого объема наглядного материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: магнитные доски, фланелеграфы и др. В случае, если у обучающихся имеется нарушение зрения, то предусматривается материал для тактильного восприятия, аудиозаписи и другие адекватные средства. Содержание образования обучающихся включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня.Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию используем в работе вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).К ассистирующим технологиям относятся: индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки,); приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации; переключатели и другое.Помимо вспомогательных функций, позволяющих учащимся получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения) должны удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся, способствовать мотивации учебной деятельности. В связи с тем, что среди обучающихся есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления таких гигиенических процедур, как смена памперса, помывка тела, в санузлах или других помещениях предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки и т.д.Особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям. Отсутствие учебно-методического комплекса для обучения детей с ТМНР побуждает нас к поиску путей решения данной проблемы. Чтоб активизировать, усилить, оживить мыслительную деятельность обучающихся с ТМНР на уроках я использую дидактические игры. Неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие, которое в процессе игры начинает выполнять обучающую задачу. Организация учебного процесса детей с ТМНР требует особых специфических условий и затрат. Здесь нужно иметь ввиду достаточное количество персонала и специалистов для удовлетворения потребностей в физическом сопровождении детей.Специалистов, участвующих в работе с обучающимися с ТМНР, должны иметь квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования:а) по направлению специальное (дефектологическое) образование;б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии];в) по одной из специальностей: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика;г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальной (дефектологическое) образование (степень/квалификация бакалавр).Штат специалистов нашей школы-интернат, работающих в классах с детьми с ТМНР включены: олигофренопедагоги, учителя-дефектологи, учителя - логопеды, педагоги-психологи, воспитатели, ассистенты учителя. Все имеют образование: специальное (коррекционно-педагогическое) образование, квалификации не ниже «бакалавр». Для специалистов, участвующих в работе с обучающимися с ТМНР, обязательно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной группы обучающихся, включающих организацию ухода, присмотра и сопровождения детей-инвалидов, освоение междисциплинарных подходов. Объем обучения – не менее 72 часов и не реже, чем каждые 3 года в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на правоведения данного вида образовательной деятельности.Спасибо за внимание!