Публикации
Развитие творческих способностей учащихся на примере фотостудии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей учащихся на примере фотостудии
Автор: Щербаков Игорь Николаевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей учащихся на примере фотостудии
Автор: Щербаков Игорь Николаевич
«Развитие творческих способностей учащихся на примере фотостудии»Для начала давайте разберемся, а что же такое творчество, как понимает его современная наука? Казалось бы, от слова «творить» - создавать, но ученые говорят, что это совсем не исчерпывающее понятие.Творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его словарь «Психология». Такое понимание верно лишь с точки зрения «процессуального» подхода к творчеству. В.В. Давыдов определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя. Последнее особенно ценно и актуально в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений при работе с девиантными подростками. Наша задача помочь ребенку изменить свой взгляд на мир через изменение его собственных внутренних установок, переоценку внутренней шкалы моральных ценностей.Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity — дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем американского психолога Джоя Пола Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта. Креативность определяется более конкретно как "совокупность мыслительных (дивергентное мышление; беглость, гибкость, оригинальность мышления; широта категоризации, генерализованная чувствительность к проблеме; умение абстрагироваться, конкретизировать, перегруппировывать идеи) и личностных (регуляторные процессы, воссоздающее и творческое воображение, фантазия) качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности личности". Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:оригинальность — способность продуцировать необычные ответы; продуктивность — способность к генерированию большого числа идей; гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта; способность усовершенствовать объект, добавляя детали. также к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу. Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов — раскрыть эти способности, развить их. Однако "разбудить" способности учащегося — не значит открыть какой-то клапан и дать простор природе человека. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности. В ее обеспечении велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких, тонко учитывающих особенности личности.На развитие этих параметров как раз вполне реально ориентироваться в процессе дополнительного образования. Постепенно, ставя перед воспитанниками творческие задачи, в процессе поиска их решений и претворения в жизнь, мы приучаем их мыслить разносторонне. Через некоторое время, даже «некреативные» от природы дети приучаются смотреть и оценивать жизненные явления с разных сторон, стараться найти несколько способов решения любой задачи, отвыкают от «шаблонных реакций», начинают понимать, что существуют различные, порой противоположные пути решения различных проблем. В процессе общения ребенка с явлениями фотографии, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, “фотографом-художником”. Встреча с явлением фотографии не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Постижение фотографии есть познавательный процесс глубоко творческого характера.Фотография прочно вошла в нашу повседневную жизнь, для кого-то стала профессией, для других — возможность заполнить семейный альбом снимками памятных событий, для третьих — увлечение, способ самовыражения и самоутверждения. Обычно снимки начинающих фотографов не обладают той выразительностью, которая имела бы художественную ценность. Для создания такого снимка необходимо овладеть не только знаниями технических характеристик аппаратуры, изучить технологию негативного и позитивного процессов, но и уделить должное внимание вопросам изобразительного мастерства, овладеть способами художественного отображения снимка.Фотокружок позволяет участникам близко познакомится с процессом фотографии. В фотокружке ребята объединены общим интересом к фотографии, учатся извлекать полезные знания, принимать самостоятельные решения, решать творческие задачи. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.Методика организации творческого процесса делиться на две части:Теоретическую – ребятам рассказывается о истории фотографии показываются работы выдающихся фотографов обсуждаются вопросы эстетического восприятия.Практическую – в процессе которой ученики знакомятся с техникой фотографии, учатся снимать и печатать фотографииНа теоретическом этапе мы, помимо прочего, накапливаем багаж эстетических впечатлений, бросается вызов – а смогу ли я также? На практическом этапе уже можно попробовать реализовать их, сначала, копированием, а позже, по мере роста уверенности в своих силах, и воплощением самостоятельных идей. Также в рамках фотокружка возможно организовать различные мероприятия, такие как создание и посещение выставок, внутренние конкурсы или работу над общим заданием всеми учащимися. Все это помогает транслировать и воспринимать чужой опыт, а позже воспользоваться им в своих работах.В реализации практической части очень помогает проблемный подход и проектная деятельность. Ребята под руководством педагога своими силами получают знания, делают выводы, осмысливая предложенный материал, на практике получают представление о сути явлений. Конечно, тут многое зависит от увлеченности человека делом, его искреннего желания узнать новое и добиться результата. Мы ставим перед собой задачи и проблемы, обнаруживая новые в процессе решения, сообща ищем решения, стараясь, чтобы они были оригинальными, а полученный результат стараемся усовершенствовать. Финал образовательного процесса – реализация долгосрочного проекта, в который вкладываются добытые самостоятельно и полученные извне знания и умения. В него, во многом, и закладывается творческое начало, ребенок реализует все усвоенные им знания и умения, стараясь решить поставленную задачу, при этом раскрывая оригинальность мышления, нестандартный подход и обязательное свое эмоциональное видение результата. Мы понимаем творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. В свою очередь, самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности для нас являются эмоциональные реакции и состояния человека. Для того чтобы развивать творчество, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием. Запечатлевая мгновения окружающего мы через эмоции в том числе, реализуем свою индивидуальность.Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность и, конечно, креативность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Здесь же решаются и первичные для нашей системы задачи социальной адаптации. Занятие фотографией помогает воспитанникам обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место в жизни. А может быть, и профессию.