Публикации
"Экология в детском саду"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экология в детском саду"
Автор: Бородачева Елена Борисовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экология в детском саду"
Автор: Бородачева Елена Борисовна
«Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Бородачева Елена Борисовна, Калинина Ирина Андреевна Воспитатели ГБДОУ детский сад № 33 Пушкинского района Санкт-Петербурга «Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно».Н. И. Сладков.Каким будет наш мир и его природа? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству и к своему родному городу. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности Развитие и закрепление экологических представлений в старшем дошкольном возрасте произойдет быстрее если начать с ознакомления с природой родного дома, улицы, города Поэтому необходимо, непросто создать условия для развития у детей экологических представлений , но и сделать это одновременно с воспитанием у ребенка любви к родному городу, к стране . Взяв в работу тему мы поставили перед собой следующую цель Обеспечить развитие и закрепление представлений об экологии вообще и экологии своего города, в частности. Создать условия для формирования положительного отношения к природе родного края, воспитывать защитников природы, сформировать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), умение бережно распоряжаться её богатствами.Для реализации цели мы поставили перед собой следующие задачи 1.Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе; обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а так же об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. 2.Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с флорой и фауной Ленинградской области 3. Учить бережно относиться к окружающей природе.4.Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживого происхождения.5. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.6. Закреплять представление об объектах природы родного города, о природоохранной деятельности7. Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний В соответствии с задачами развития экологических представлений мы постарались таким образом составить планирование тематики занятий и совместных мероприятий с детьми, чтобы они варьировались с географическими и климатическими условиями края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природыЭкологическое воспитание детей в нашей группе красной нитью проходит через все виды деятельности. Работу мы начали с создания и дальнейшего обогащения РППС Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, стремились сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлены уголки природы, которые знакомят детей с временами года, животными, растениями и климатическими явлениями родного края . Создан мини-музей «Природа родного края», «Парки Пушкина», «Красная книга Ленинградской области», лепбуки «Природа Ленинградской области» «Бережем природу»Собрана коллекция плодов совместно с детьми изготовили гербарий деревьев и растений Ленинградской областиВ непосредственно образовательной деятельности ребята формировали представления о природном городе, его флоре и фауне. В продуктивной деятельности педагоги старались создать условия для развития данных представлений Все знания дети закрепляли в различных дидактических играх- настольно-печатных, словесных, дидактических , сюжетно-ролевых , подвижных«С какого дерева листочек», «Скажи не ошибись» «1.2.3. к дереву беги» и т.д. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого в группе оформлен уголок экспериментирования - с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок. С большим интересом детки проводили опыты, которые как мы знаем в дошкольном возрасте являются основной формой организации исследовательской деятельности На прогулках наши ребята пытались найти подтверждение выводам полученным в ходе проведения экспериментов. Этому немало способствовала природные условия нашего города- ребята с интересом наблюдали за наступлением нового времени года, за изменениями происходящими в растительном и животном мире, развивали экологические представления, знания о деревьях, кустарниках, насекомых, птиц.Трудовая деятельность в природе имеет большое значение в развитии экологических знаний Именно в процессе труда дети получают новые знания, а также углубляют и расширяют уже имеющиеся, приобретают навыки ухода за растениями и животными родного региона. Большая роль в этом принадлежит воспитателю, образовательной организации. Труд в природе станет осмысленным, тем больше если это будет совместная трудовая деятельность воспитателя и ребенка В работе по ознакомлению с природой Ленинградской области мы широко использовали художественную литературу, картотеки загадок, стихотворений , потешки, а также театрализованную деятельность. Все эти средства как ничто другое развивают интерес и представления детей о природе, животном мире.,богатстве родного края ,его достопримечательностях. Использование в работе художественного слова позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников и способствует развитию представлений о региональном компоненте. Кстати , праздники также очень любят наши дети, воспитатели и родители нашего детского сада. Поскольку они тесно связаны с сезонными изменениями в природе нашего региона (Осенины, Новый год, Весенние праздники, день весеннего равнодействия) ребята невольно и их ярких красках черпают достаточно много нового о экологии Большое значение в развитии знаний о городе , его природе имели проведенные проекты и экологические акции, КВН Их было немало . Как и традиционные - «Дары осени», «Осенний сундучок»,, «Грибы и ягоды», «Зимние чудеса», «Ёлочка-живи», Так и те которые проводились впервые в соответствии с темой – «Берегись –пакет», «День энергосбережения», «День Земли» «Знакомимся с парками Пушкина»., « Кошки Санкт-Петербурга» В рамках проектов были проведены НОД, просмотр презентаций на определённую тематику, продуктивная деятельность детей. Особое место занимает работа с родителями, которые каждый раз выступали в роли незаменимых помощников. С их помощью были проведены экологические акции, организованы выставки «Грибы-ягоды», «Осенние кружева», «Зимний пейзаж», «Елочка-живи». Были организованы мини-музей «Родной город», «Наша природа», фотовыставки «Осенние парки Пушкина», «Зимние прогулки в Александровском парке» . Проведены мастер-классы «Грибы», «Выставка овощей», «Кошки Санкт-Петербурга», «Дикие животные» Совместно с родителями были проведены природоохранные акции «Берегись-пакет!», «Налетай-ка» -изготовление кормушек, скворечников. Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей , активнее самим включиться в работу по обеспечению чистоты родного города, быть сознательным гражданином . патриотом с большой буквы. Развитие экологических представлений и Знакомство с природой Пушкинского района осуществляется и через работу с общественными организациями города Налажена совместная работа с сотрудниками библиотеки, где наши педагоги очень часто проводят экологические мастер-классы вместе с детками и родителями , создавая замечательные поделки на экологическую тематику и даже показывали концерты. Все это очень сближает детей, родителей и педагогов и способствует лучшему усвоению знаний об окружающей среде, с развитием представлений о фауне и флоре нашего края, с праздниками свойственных нашему региону….. В ходе проведенных мероприятий значительно улучшились экологические представления детей нашей группы, знания детей о природе родного города Пушкин и Санкт-Петербург, о флоре и фауне Ленинградской области, воспитано желание бороться за сохранение и чистоту родной природы. Анализируя результаты проведенной деятельности, можно сделать вывод: расширены представления детей о природе родного края, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к истории, экологии. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.