Публикации
Вариативность программного обеспечения образовательного процесса
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вариативность программного обеспечения образовательного процесса
Автор: Землякова Екатерина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вариативность программного обеспечения образовательного процесса
Автор: Землякова Екатерина Викторовна
Вариативность программного обеспеченияобразовательного процесса в ГБОУ ДО «ДДЮТ» Землякова Е.В., методист по программному обеспечению ГБОУ ДО «ДДЮТ» г. СевастопольВ Концепции дополнительного образования детей вариативность содержания и форм организации образовательного процесса указана как конкурентное преимущество дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования. Понятие «вариативности» в дополнительном образовании можно рассматривать как обеспечение возможности выбора. В первую очередь это относится к разнообразию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения и в праве ребенка на выбор программ. Приходя во Дворец, родитель, учитывая темперамент, характер ребенка, имеет возможность выбора программы с предложением активного или более спокойного вида деятельности; выбора разнообразных направлений одного вида деятельности, например: вокал – академическое направление (Образцовый академический хор «Жаворонок»), или народное (Образцовый ансамбль народной песни «Калинка»), или эстрадное пение (Образцовая шоу-группа «Сюрприз»), а иногда родители выбирают творческое объединение и программу, доверяя образование и воспитание своего чада определенной личности педагога. Одним из требований к ДООП является ее актуальность, соответствие современным тенденциям развития дополнительного образования – гибкости, мобильности и вариативности. По запросу администрации, в рамках подготовки к педагогическому совету был проведен анализ 41 программы творческих объединений Дворца с точки зрения отражения в них «вариативности». Каким образом этот аспект отражен внутри программ творческих объединений? Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы учреждения представляют возможность выбора ребенком и родителями вариантов освоения содержания внутри программы, темпа освоения, частично режима, а педагогам – выбор вариантов организации своей педагогической деятельности.Основными переменными, обеспечивающими вариативность в программах творческих объединений учреждения, являются: содержание образования (суть, того «что» предлагаем для освоения программы) и педагогические технологии (какими средствами педагог достигает целей и задач реализуемой программы).На вариативном принципе основана разработка адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Количество разработанных в учреждении АДООП - 9. Конечно, вариативный элемент присутствует при работе с обучающимися с инвалидностью, отстающими детьми. И примером стопроцентного «вариатива» являются индивидуальные образовательные маршруты для работы с детьми, ярко проявляющими свой талант, с признаками одаренности в изучаемом направлении.Проанализированы основные разделы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. В «Пояснительной записке» педагогами прописана и обоснована возможность построения индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. Следует отметить яркое отражение вариативности в описании оценки результативности освоения программы. Формами итоговой переводной или выпускной аттестации может быть экзамен, или тестирование, опрос, отчетный концерт или открытое занятие и многие другие. Выбор системы оценивания может варьироваться педагогом - балльная, зачетная, самооценка, рейтинговая система и др.В разделе «Содержание программы» по одной теме прописывается разное содержание. В основном это отражается в возможности выбора тематики практических работ. Содержание предусматривает по каким-то конкретным темам разные варианты форм проведения занятий, например, тему по изучению биографии композитора в творческих объединениях музыкально-оркестрового и вокально-хорового отдела можно подать в форме лекции, семинара, викторины, мини-концерта и других. В практической части содержания большинства программ представлена возможность выбора задач различного уровня сложности. Педагоги активно используют в работе принципы дифференциации, индивидуального, личностно-ориентированного подхода к обучающимся.В разделе «Методическое обеспечение» прописан весь арсенал методик, применяемых технологий и обоснована возможность их вариативного применения при реализации программы.Вариативность может быть отражена и прописана в «Учебно-тематическом плане», как составляющая часть учебного плана. Это инвариантная часть, то есть обязательная к освоению часть программы всеми обучающимися, и вариативная, расчитанная на обучающихся с особыми образовательными потребностями. В учебно-тематических планах программ учреждения вариативная часть представлена подразделом «Индивидуальная работа» и выделены часы работы с обучающимися.Подводя итог проведенному анализу программ, следует отметить, что дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы творческих объединений ГБОУ ДО «ДДЮТ» полностью соответствуют современным требованиям к программам дополнительного образования и общим тенденциям развития педагогики.