Публикации Методическая разработка "Дидактические игры с нетрадиционным материалом для детей ДОУ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Дидактические игры с нетрадиционным материалом для детей ДОУ"
Автор: Винокурова Анна Никифоровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 72 «Кэнчээри» Городского округа «Город Якутск»адрес: г. Якутск с. Тулагино ул. Николаева, 37 телефон/факс 207-289Методическая разработка«Дидактические игры с нетрадиционным материалом (камешки, синельная проволока) как эффективное средство коррекционно-развивающей работы с дошкольниками»Выполнила: воспитатель МБДОУ Д/с № 72 «Кэнчээри»Винокурова Анна НикифоровнаЯкутск, 2022 г.«Дидактическая игра с камешками»Введение: Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камешков - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.Камешки - интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику, логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает все таинственное, а камни обладают какой–то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используют как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Работа с камешками представляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах(не больше 3 - 5человек) или индивидуально. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой -приобретение детьми новых знаний и умений, которые могли бы использовать в других видах деятельности. С помощью таких игр и упражнений ребенок не только запоминает якутский узор или цвет камешек, но и учится чувствовать свое тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.«Продолжи узор»Цель:
  • Развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.
  • Синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, улучшить зрительно-моторную координацию. Задачи:
  • Формировать правильный захват камешка кистью рук.
  • Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей обеих рук одновременно;
  • Развивать ориентировку на плоскости;
  • Работать над запоминанием цвета;
  • Развивать внимание, творческие способности, фантазию ребенка;
  • Знакомство с якутскими орнаментами.
  • Используемый материал:Шаблон с якутским узором, цветные камешки.Правила игры: Воспитатель предлагает детям продолжить узор синхронно двумя руками одновременно. Ход игры:- Посмотри, какой красивый узор у тебя. Давай его еще украсим вот этими блестящими камешками. (Выкладывание камешек в якутский узор двумя руками). Если ребенку тяжело синхронно выкладывать, можно делать это одной рукой по очереди: «Пусть правая ручка пока отдохнет, а потрудится левая».- Какого цвета камешки? Коврик? Узор? Где можно использовать такой узор?Полюбуйся, какая красота у тебя получилась. «Дидактическая игра с синельной проволокой»Введение: Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Современный ребенок с самого раннего детства сталкивается с сенсорным голоданием. Один из вариантов решения этой проблемы для педагогов – универсальный, недорогой, полифункциональный нетрадиционный материал – синельная проволока.Синель - это скрученная двойная проволока, обмотанная синтетическим ворсом, типичный ершик, интересный, привлекательный и безопасный материал для детского творчества. Пушистая проволока хорошо держит форму, легко сгибается, скручивается и разрезается ножницами. Бывает разной длины, разного цвета. А возможности ее использования для творчества не ограничены. Из проволоки можно делать плоские и объемные поделки: фигурки животных, цветы и другие игрушки, а также отдельные элементы игрушек. К тому же, поделки из проволоки можно разбирать и создавать новые. Синельная проволока – это удивительный материал для развития детей.Уникальность этого материала заключается в следующем:- простота использования;- многообразие цветовой палитры;- тактильно приятен для ребенка;- позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);- развитие воображения, мышления, мелкой моторики;- развитие синхронной работы рук;- является толчком для развития речи.Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей:Получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению, высказывать свои суждения, делать умозаключения.- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.- социально – нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми. Проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.«Геометрические фигуры»Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук: формирование умения выполнять действия с предметами. Закрепление знаний геометрических фигур, математических знаний. Развивать умение видеть отсутствующий признак предмета, закреплять умение подбирать правильный ответ.Задачи:
  • Создание эмоционально положительного настроения.
  • Развитие интереса и побуждение к действиям.
  • Закрепить представления о фигурах, формах и цифрах.
  • Закрепить и расширить пространственное представление.
  • Развитие умения понимать и правильно выполнять задания.
  • Используемый материал: Набор синельной проволоки, карточка образец.Ход игры:Детям предлагается сделать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат (согнуть проводку пополам и еще раз пополам, затем развернуть и сложить квадрат), треугольник, прямоугольник и так далее. Воспитатель дает задание, а дети синельными проволоками выкладывают на столе правильный ответ. После выполнения каждого задания мы смотрим и обсуждаем с детьми: кто отлично справился с заданием, а кому потребовалась помощь.Варианты игры-
  • Для детей подготовительной группы «Напиши цифры»:
  • воспитатель говорит:- выложите число 3, а дети должны сделать цифру из синельной проволоки.
  • Для детей старшей группы «Выложи предмет»:
  • - ребенок выкладывает, например, геометрические фигуры или дом и.т.д. В последующем можно выложить целую «картину» (развивает творчество ребенка).
  • Для детей средней группы «Добавь, чего не хватает»:
  • - воспитатель предлагает детям найти недостающую деталь и сделать ее из проволоки, подобрав нужный цвет (сделать лучи для солнышка, тучке - дождик, ежику - иголку)