Публикации Опыт по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
Автор: Фонарева Лидия Александровна

«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».Целью моей работы по самообразованию было:-продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по выбранной теме, систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников посредством дидактических игр. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки через дидактические игры должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.В соответствии с современными требованиями к дошкольномуобразованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы – формирование и развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством дидактических игр. Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:- Изучение литературы по теме самообразования;- Разработка перспективного плана по изучаемой теме на учебный год;- Ознакомление с инновационными методиками, технологиями по развитию мелкой моторики рук через дидактические игры;-Создание предметно-игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитиюсамостоятельной игровой деятельности;- Создание дидактического материала (дид. игры, влияющего на развитие и совершенствование мелкой моторики рук-Проведение диагностики по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр;-Повышение компетентности родителей в вопросе развития и совершенствования мелкой моторики рук;-Повышение личную компетентность в данном вопросе.В рамках работы над темой «Развития и совершенствования мелкой моторики рук посредством дид. игр» мною проведена следующая работа:-изучила проблему по «Развитию и совершенствованию мелкой моторики рук посредством дид. игр» в контексте требований ФГОС ДО;-изучила методическую литературу:• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб. : КОРОНА-ВекГод: 2007• Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : Эксмо, 2007.Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : каро :2008Османова Г. А. : Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику• А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики».Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»• Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: дид. игры для развития мелкой моторики не только, развивают память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность у дошкольников, но еще способствуют развитию речи. Такие упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым.После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня развития мелкой моторики рук, используя методику Нижегородцевой Н. В. и Шадриковой В. Д. По итогам мониторинга было выявлено: По полученным результатам, я определила, что в группе, есть дети со всеми уровнями сформированности. У 42 % детей не сформирован уровень развития мелкой моторики, у 41% сформирован в недостаточной мере, и только у 15% сформирован в достаточной мере.Наибольшие затруднения дети испытывали в задании, где оценивалась точность движений, развитие силы кисти и выносливости пальцев.Наименьшие затруднения дети испытывали при выполнении заданий на быстроту, ритмичность и осуществлять зрительный контроль за движениями.Результаты диагностики подтвердили необходимость проведения специальной работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольноговозраста в моей группе.В работе с детьми я способствовала:-Развитию мелкой моторики рук у детей посредством дидактических игр (упражнений);-Развитию движений пальцев и всей кисти в режимных моментах, в свободное время, а также при проведении занятий по интересам «Говорушки».-Создала условия для самостоятельного развития и совершенствования мелкой моторики рук дошкольников, посредством использования дидактических игр :-игры с песком,-пальчиковый театр;-раскраски, трафареты;- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)-информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.Для достижения результатов использовала следующие методы и приемы:- Словесный метод.Словесные обращения к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.- Наглядно-действенный метод.Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.- Практический метод.Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игрыотдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.- Игровой метод.Дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:- различные игровые упражнения;- обыгрывание той или иной ситуации;- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:1. стимулирует развитие мелкой моторики;2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;3. помогает развиватьпространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ;4. развивает воображение, память, мышление и внимание;5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.Игры – шнуровки :1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;4. способствуют развитию речи;5. развивают творческие способности;6. развивают усидчивость;7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.В результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень развития мелкой моторики рук, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что благотворно влияет на развитиеумений и навыков в художественном творчестве, на развитие речи.Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:• Индивидуальные беседы - советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы. Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость