Публикации Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы)
Автор: Кочева Татьяна Юрьевна

МДОУ "Полазненский детский сад №7"Формирование основ здорового образажизни у дошкольников(из опыта работы) Воспитатель: Кочева Т.Ю. Живой организмпредставляет собой саморегулирующуюся систему, поддерживающую саму себя, востанавливающуюся, корригирующуюся и даже самоусовершенствующуюся. И.П.ПавловТема, по которой я работаю "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников"Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно - полезным трудом. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, от внешней среды на 17-20%, от генетики 8-10% и на 50% от образа жизни. на фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения приведут к положительным результатам.Поскольку проблема профилактики заболеваний у детей считается одной из самых актуальных. А современные детские сады отдают приоритет развитию умственных способностей детей, статическое напряжение в котором находятся дошкольники, сидя за столом, губительно сказывается на их здоровье. А ведь потребность ребенка в активном образе жизни, движении - запрограмированна природой. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из самых главных направлений.Цель: Формирование основ здорового образа жизни у дошкольниковЗадачи:
  • Создавать условия для формирования знаний и практических умений по укреплению и бережному отношению к своему здоровью;
  • Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;
  • Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;
  • Способствовать формированию у детей мотивации к здоровому образу жизни;
  • Воспитывать у детей желание активно применять знания о способах ведения здорового образа жизни на практике;
  • Повышать педагогическую компетентность родителей.
  • В работе с детьми были использованы следующие методы: Словесные методыРассказ педагога:- создавать яркие, точные представления о строении, функции организма, правилах гигиены и т.д.Приемы: - вопросы, беседа до и после рассказа, рассматривание наглядностей.Рассказ детей:- совершенствовать знания, умение отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний.Приемы:- вопросы, напоминания, анализ, соучастие воспитателя.Беседа:- уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематезация;- равитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание.Чтение художественного произведения:- расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию. Наглядные методыНаблюдение:Цель: - формирование основного содержания знаний дошкольника об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной формы мышления, речи.
  • Рассматривание картин, таблиц, схем:
  • - уточнение, обогащение представлений об организме, обогащение словаря детей;систематезация знаний детей; активация словаря, развитие связной речи.Приемы: вопросы, образец рассказа, задания творческого характера.2. Слайды, диафильмы, кинофильмы:- расширение знаний детей; развитие речи.Приемы: вопросы-обсуждения, рассказ, рисование на темы. Практические методыУпражнения - многократное повторение- овладение разными способами умственной деятельности; - формирование валеологических и практических навыков и умений.Игровой метод - использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.Моделирование - создание моделей, их использование, формирование знаний о свойствах, структуре, отношениях объектов.Экспериментирование - самостоятельная поисковая деятельность детей с целью решения поставленной задачи. Формы организации детей
  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение специальной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • простейшие физиологические опыты;
  • моделирование;
  • самостоятельные наблюдения в центре здоровья;
  • занятия-консультации и пр.
  • Виды непосредственно-образовательной деятельности
  • беседы;
  • экскурсии;
  • игры;
  • эксперименты;
  • проблемные ситуации;
  • праздники;
  • конкурсы;
  • викторины и т.д.
  • Формы работы с родителями- пропаганда валеологических знаний среди родителей с привлечением специалистов из поликлинник, физаботников;- дни открытых дверей в ДОУ с целью ознакомления с методикой валеологического образования;- совместные праздники здоровья;- участие родителей в оформлении предметно игровой среды по валеологии (изготовление наглядного и раздаточного материала);- экскурсии с детьми по месту работы некоторых родителей: в клинику, детскую поликлиннику, стоматология, глазной кабинет, педиатр)Практическая работа с родителями
  • обучение правилам точечного массажа;
  • разработка папок-передвижек для родителей по темам:
  • "Что такое валеология"
  • "Если у ребенка ОРВИ"
  • "Дыхательная гимнастика"
  • "Домашняя аромотерапия"
  • "Как правильно закаливаться"
  • "Витаминотерапия в оздоровлении детей" и т.д.
  • валеологические газеты созданные совместно с ребенком о здоровье, здоровом образе жизни;
  • семинар-практикум;
  • родительское собрание "Если хочешь быть здоров!".
  • По данной теме была разработана диагностика, где были указаны главные для детского развития разделы:
  • "Я человек" - куда входят название частей тела и их назначение;
  • "Я осваиваю гигиену и этикет" - который содержит, культуру гигиенических навыков, сервировку стола, прием пищи;
  • "Я учусь организовывать свою жизнь" - куда входит, знание частей суток, органы тела человека, средства для здорового существования.
  • (смотри приложение)Разработкой этой темы занимались следующие педагоги и физиологи: - Н.Ю.Баландина программа физического воспитания валеологической направленности для детей от 2 до 10 лет "Росточки";- Т.Э.Токаева "Азбука здоровья";- Р.Б.Стеркина, О.Н.Князева "Основы безопасности здоровья" и др.Для дальнейшей работы по теме я разработала перспективные планы которые предполагают как непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельную, совместную и взаимодействие с семьей. (смотри приложение)Я начала работу с обогащения предметно-развивающей среды, непосредственно с участием родителей. Так у нас в группе появился центр "Здоровья", назвали его "Здоровячек". В центре "Здоровья" есть книги-энциклопедии для детей по формированию основ здорового образа жизни, картинки, иллюстрации, книжки раскладушки, детские рисунки, альбомы. И конечно инвентарь для занятий физкультурой.Детям предлагаеются настольно-печатные игры "Валеология или здоровый малыш" - 1,2 части. Которые знакомят детей с правилами личной гигиены и бережному отношению к своему здоровью.Игра "Утро, день, вечер, ночь" - расчитана на ознакомление и закрепление частей суток, их последовательности, значение частей суток в жизни человека.Игра "Я расту!" - формировать у детей знания о развитии и взрослении человека. Игра "Вкусно и полезно" - формировать у детей знания о вкусных и полезных продуктах питания. Игра "Малыши-крепыши" - формировать навыки здоровьезбережения детского организма. Игры могут использоваться как самостоятельно, так и в беседе совместно с воспитателем. Для рассматривания в утренний или вечений отрезок времени.Так же для детей предлагаются альбомы:- "Наши помощники" рганы слуха, зрения, обоняния и т.п. Альбомы пополняются картинками в зависимости от темы беседы.- "Веселая книга о том, что вкусно и полезно" - альбом с рассказами, сказками и стихами о полезных продуктах.- "Наши лучшие друзья!" - альбом с иллюстрациями о вкусной и здоровой пище. Этот альбом мы создавали вместе с родителями и детьми. и т.д.Картотека дидактических игр:- "Определи, что это такое?" - активизировать работу органов чувств детей по распознанию разных предметов.- "Умею - не умею" - активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма, развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.- "Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее? - активизироватьзнания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии (повар, фокусник, дирижер) и т.д.Картотека подвижных игр:- "Жмурки" - активизировать внимание и зрительную память дошкольников.- "Покажи кто как ходит" - равивать физическую активность, иммитировать животных, птиц и т.д.Картотека стихов и загадок о полезных продуктах, овощах, фруктах и т.д.Картотека гимнастик и упражнений:- точечный массаж;- гимнастика для глаз;- упражнения для плоскостопия;- миогимнастика;- физминутки;- взбадривающая гимнастика;- закаливающее носовое дыхание и т.д.Правила ухода за:- глазами, носом, ногами, руками, ушами, ртомубами, языком, кожей.Картотека утренней гимнастики для детей 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.Кроме того в центре есть физкультурный инвентарь. На развитие быстроты, ловкости движений, выносливости.Целенаправленная систематическая работа по данной теме позволила довиться позитивного результата. - дети стали более осознанно относиться к своему здоровью;- знают способы ведения здорового образа жизни;- увеличился процент детей которые не только знаю, но и применяют на практике полученные знания;- Повысилась педагогическая компетентность родителей. Они овладели приемами точечного массажа, гимнастикой для глаз. И о владели знаниями о формах работы с детьми по валеологическому воспитанию.Литература:1. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М. ; 1993г.2. Власенко Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников М. ; 2011г.3. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет : планирование, занятия, игры / авт. – сост. М. Р. Югова. – Волгоград: Учитель, 2015.4. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М. : Просвещение, 1981.5. Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. ; 2001 г.6. Здоровый малыш : Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З. И. Бересневой. - М. : ТЦ Сфера, 2004г.7. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья : Программа оздоровления дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.8. Основы безопасного поведения дошкольников : занятия, планирование, рекомендации / авт. – сост. О. В. Черемшанцева. – Волгоград: Учитель, 2008г.9. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М. : ТЦ Сфера,2012.