Публикации
«Развитие критического мышления дошкольников посредством использования «Кубика Блума».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие критического мышления дошкольников посредством использования «Кубика Блума».
Автор: Табалина Ольга Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие критического мышления дошкольников посредством использования «Кубика Блума».
Автор: Табалина Ольга Алексеевна
«Развитие критического мышления дошкольников посредством использования «Кубика Блума».Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться».Возникает вопрос: как и с помощью чего научить ребенка учиться? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как: критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, командность. Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления.Что же такое «критическое мышление»? Критическое мышление — это: открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Именно таким мышлением должен обладать современный человек. умение принимать взвешенные решения; работать с информацией; выделять главное и второстепенное; анализировать различные стороны явлений.Изучая методическую литературу, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется «Кубик Блума». Методика использования «Кубика Блума».1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано: назови, почему, объясни, предложи, поделись, придумай.2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или ребенок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.Я хочу вас познакомить с методикой работы на практике. Для этого я выбрала кубик по теме «Профессии».Вопрос на грани «Назови». Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например: Назовите: какие вы знаете профессии?Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Назови предметы, которые нужны людям этой профессии.Вопрос на грани «Почему». Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему люди получают профессию? Почему бывают разные профессии?Вопрос на грани «Объясни». Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.Например: Объясни, что значит выражение: «работать по призванию?»Вопрос на грани «Предложи». Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.Например: Предложи, какая профессия самая важная? Вопрос на грани «Придумай». Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.Например: Придумай, что было бы, если бы люди не получали профессий. Придумай новую профессию.Вопрос на грани «Поделись». Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.Например, Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?Почему мой выбор пал на этот прием? Мне кажется, что данный прием хорошо подходит для детей дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Мои дети с интересом восприняли этот прием, но нужно сказать, что они столкнулись с трудностями, когда нужно было самим придумывать вопросы. Так же им еще трудно сформулировать ответы по новой теме. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит в голову. Но совместный поиск ответов, помогает еще, и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу. Поэтому я использую этот прием на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть определенные знания. Для детей, которые не умеют читать, вместе с текстом на «Кубике Блума» размещены картинки, которые помогают запомнить вопрос на грани кубика. Например, с детьми проводилась работа по теме «Фрукты». Всю неделю мы знакомились с различной информацией по этой теме. Рассматривали иллюстрации, играли в дидактические игры, читали книги о фруктах, просматривали видео о том, какие фруктовые сады растут в нашей местности, рисовали. Дети живо, с интересом и фантазией придумывали новые названия фруктов, фруктовых деревьев. Закрепили знания о здоровом образе жизни, в каких фруктах и какие имеются полезные для здоровья витамины. Вспомнили правила приема в пищу фруктов. Повара провели мастер-класс по нарезке и приготовлению фруктового салата. Сами приготовили вкусный фруктовый салат, соблюдая технику безопасности. И самым интересным было угощение салатом всех детей. Как закрепление этой темы я использовала «Кубик Блума». На гранях было написано: назови, какие фрукты ты знаешь; придумай какое блюдо можно приготовить из фруктов; объясни когда собирают фрукты и где; почему необходимо есть фрукты; поделись какие фруктовые деревья ты знаешь и как за ними ухаживают; предложи новый вид фрукта. Детям было легко и быстро отвечать на эти вопросы, используя личный опыт и полученные знания, применяя свою фантазию.Особенно эффективно «Кубик Блума» можно использовать в работе по автоматизации различных звуков в пересказах. Как часть занятия мы играем с веселым кубом, который дает детям задания по содержанию рассказа. Эти задания развивают у ребят умение логически мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения, высказывать личное мнение по проблеме рассказа и соотносить с мнением других ребят. «Кубик Блума» можно использовать на НОД по всем областям. Например, применение «Кубика Блума» на НОД на тему «Геометрические фигуры. Квадрат»:Объясни: что такое квадрат?(это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)Почему: квадрат не катиться?Назови: элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)Предложи: как из квадрата получить ромб? (перевернуть)Придумай: что может быть квадратным.Поделись: своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.Хочется еще раз напомнить, что новые технологии- это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, методам и приемам работы. И обратить внимание коллег на некоторые технические моменты в использовании «Кубика Блума». Педагогу необходимо подготовить 4-5 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью. Можно адресовать куб с заданием определенному ребенку, а можно задавать один вопрос всем игрокам-участникам.Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.