Публикации
Мастер-класс Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовное обогащение семьи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовное обогащение семьи
Автор: Анастасия Павловна Антонова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовное обогащение семьи
Автор: Анастасия Павловна Антонова
Без книги – в мире ночь, и ум людской убог…Без книги, как стада, бессмысленны народы.В ней добродетель, долг, в ней мощь и соль природы,В ней будущность твоя и верных благ залог.В. Гюго, писатель, публицистВ век новых технологий книги остаются и останутся не только и не столько источникоминформации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах,потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальнойподдержкой.Задача привлечения к чтению нескольких поколений семьи представляется оченьактуальной. Родители нуждаются в помощи по организации детского чтения, по вопросампедагогики, психологии и семейного права. Снижение интереса к книге, замена чтенияпросмотром телевизионных развлекательных программ и компьютерными играми удетей приводят к снижению общего культурного уровня населения России в целом.Современная семья стремительно меняется, утрачиваются традиции сосуществованиянескольких поколений одной семьи, традиции семейного чтения. Меняются ценностныеориентиры, углубляется расслоение общества. Таким образом, возрождение традициисемейного чтения представляется нам очень важным.Любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи.Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим,самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но какбыть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге,когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения,игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовнонравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системынравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционныхрусских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего,своим собственным примером, а уж потом наставлениями.Семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей ккниге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистотеотношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовногообогащения семьи.Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровных родных, близкихлюдей разного жизненного опыта. Домашнее чтение (семейное чтение) - источникформирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то,от чего мы ушли; это то, к чему просто необходимо вернуться.Почему важно возродить традицию именно семейного чтения? Во-первых, это один изглавных способов воспитания подрастающего поколения. Именно совместно проведенноевремя становится тем мостом, который соединяет родителей и детей. Во-вторых, семейноечтение формирует у ребенка правильное отношение к книге и литературе. Семейноечтение стимулирует внимание малыша к книге, дает первоначальные представления охудожественных образах, особому стилю изложения. Кроме того, когда ребенок слышит,как читает ему мама, он овладевает навыками правильной речи.Для того чтобы получить представления об организации чтения ребенка в семье, оботношению к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложномпроцессе в нашей группе было проведено анкетирование для родителей «Семейноечтение».Анализ анкетирования показал, что не все родители читают детям книги. Чаще читают поинициативе ребенка. Также родители уделяют мало внимания чтению. Не читают и детями сами не читают. Домашние библиотеки изживают себя. Наверно это можно объяснитьобъективными причинами современности.Проблема семейного чтения настолько глубока, что мы решили привлечь родителей квозрождению давно утерянной традиции семейного чтения.Семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей ккниге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистотеотношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовногообогащения семьи. Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровныхродных, близких людей разного жизненного опыта.Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, вчастности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьмиразных поколений. Это раскрывается в следующем:• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказокспособствует не только пополнению "жизненной копилки" знаний и впечатленийчеловека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическуюпамять кровных родственников;• совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятныхслов и выражений, а значит, вступать в диалог с взрослым, формулировать вопрос,стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка снародными обычаями, традициями, семейными историями;• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор опохожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесныеродовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;• чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детямуяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ниво дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, какцеломудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.В связи с этим нами разработан план работы, нацеленный на то чтобы установить тесноесотрудничество с родителями по организации семейного чтения, используя разные формысотрудничества.1. Родительское собрание «Что такое семейное чтение?»2. Посещение библиотеки.3. Проведение литературных досугов и викторин.4. Создание фотогазеты «Мы читаем», «Я и мои книги»5. Работа над семейными детско-взрослыми проектами.6. Рекомендации родителям по созданию детской библиотеки.