Публикации Использование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы
Автор: Давыдова Наталья Владимировна

ДОКЛАД Использование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы ( Давыдова Н. В., учитель русского языка и литературы). Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному восприятию мира. А интерактивное обучение способствует получению знаний через игру, упражнения, изучение определенных ситуаций. Совместная же проектная деятельность помогает формированию метапредметных умений и навыков, решению нестандартных проблем, помогает коммуникации, сотрудничеству. Интегрированные уроки я использую уже давно. Во-первых, важна интеграция русского языка и литературы. Развиваем умение грамотно думать, красиво говорить, правильно писать. А для этого необходим синтез знаний по литературе, русскому языку, истории (например, при изучении биографии писателя, исторических фактах, отраженных в тех или иных произведениях). При этом учусь выстраивать связь и с обществознанием, и с культурологией. Например, на уроках русского языка мы ходим в «театр» «кино»,в «картинную галерею». Часто изучение литературы сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. А ведь использование метапредметной технологии может помочь формированию мировоззрений учащихся. Даёт возможность понять смысл основных жизненных понятий: дружба, любовь, честь, свобода. Готовясь к урокам по развитию речи по описанию картин, использую иллюстративный материал. Учащиеся готовят сообщения о художнике, чью картину будут описывать на уроке. Это расширяет кругозор ребят, решает коммуникативные задачи. Важную роль играет живопись на уроках литературы (так, рассказывая о биографии М.Ю.Лермонтова, провожу выставку репродукций его картин). И, конечно, на уроках прослеживается связь с музыкой. Часто звучат романсы на стихи русских поэтов. Удивительно, но и сегодняшние дети слушают, способны слушать их с умилением, с радостью. Нередко встречаются просьбы включить заново понравившееся произведение. Возможна интеграция литературы и иностранного языка. Так, по произведению «Евгений Онегин» я проводила игру Брейн-ринг, которая надолго запомнилась ребятам. Таким образом, интегрированные уроки предполагают развитие и творческой активности учащихся. Итак, метапредметный урок-это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. На метапредметных уроках происходит формирование целостного мировоззрения. Метапредметное обучение необходимо и для учителя, чтобы он не «застревал» в рамках лишь своего предмета, а работал во взаимосвязи с разными видами дисциплин.