Публикации Как правильно развивать логическое мышление

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как правильно развивать логическое мышление
Автор: Будяк Ольга Петровна

Как правильно развивать логическое мышление у младших школьников Логическое мышление лежит в основе решения математических, грамматических, физических, химических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с этим верно то, что эти задачи и являются развитием такого мышления. Исследования показали, что развитие логического мышления у младших школьников включает в себя три этапа. На первом этапе, в возрасте 6-8 лет, формируются элементарные приёмы логического мышления. Например, оперирование суждением «Коля сильнее Вани» даёт понять, что «Ваня слабее Коли». На втором этапе – возраст 8-10 лет- формируются логические умения, связанные с оперированием уже двумя суждениями. Это позволяет сделать полные умозаключения, где новое содержание выводится из данных суждений. Например, «Коля сильнее Вани» и «Ваня сильнее Павла», можно сделать вывод, что «Миша слабее Коли». На третьем этапе – возраст 10-12 лет - складывается система приёмов логического мышления, обеспечивающих успешное оперирование содержанием трёх и более суждений. Это позволяет не только выполнять полные умозаключения, делать вывод, но и обосновывать, доказывать. Например, «Коля сильнее Вани, Ваня сильнее Миши, Миша сильнее Юры». В данном высказывании можно доказать, что заключение «Коля сильнее Юры» следует из этих суждений с необходимостью. Следует учителю грамотно, по возрасту детей подбирать задания на развитие логического мышления. Для тренировки элементарных логических приёмов детям 6-8 лет полезно решать простые задачи. Их решение предполагает оперирование отдельными суждениями. Для тренировки в умозаключениях детям 8-10 лет имеет смысл предлагать «непростые и несложные» задачи, решение которых связано с оперированием двух суждений. Для тренировки умений в сложном выводе и его обосновании детям 10-12 лет целесообразно использовать «сложные» задачи, их решение требует оперирования тремя суждениями. Практика проведения развивающих занятий показала. Что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным предметам. Но даже если просто решать каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях.