Публикации Анализ ГИА-2022

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Анализ ГИА-2022
Автор: Пеньковая Татьяна Федоровна

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ2021-2022учебного годаГлавным результатом учебной работы школы является государственная итоговая аттестация выпускников 9, 11 классов, которая наглядно демонстрирует эффективность работы педагогического коллектива.Педагогическим коллективом школы при подготовке выпускников 9, 11 классов была проделана следующая работа:1. Подготовлена и изучена нормативно-правовая база, регламентирующая организацию и проведение ГИА в 2022 г.2. Составлен план-график подготовки к проведению ГИА 2022 г.3. В школе оформлены стенды для выпускников 9, 11 классов и их родителей (законных представителей) с информацией о государственной итоговой аттестации; по графику проведены родительские собрания и классные часы с выпускниками 9, 11 классов.4. В начале 2021-2022 учебного года была сформирована база данных учащихся школы, которая обновлялась в течение года. 5. Учителя-предметники уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, спецкурсах и индивидуальных занятиях, отмечая ответы непосредственно в бланках. Проведены репетиционные, пробные работы по русскому языку, сочинению, математике, обществознанию, географии, истории, английскому языку по материалам и демоверсиям ОГЭ, ГВЭ, ЕГЭ. 6. До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты всех репетиционных работ, проверочных работ. По результатам работ были определены основные ошибки учащихся, разработаны мероприятия по устранению данных ошибок.I Результаты государственной итоговой аттестацииза курс основного общего образованияПо итогам года решением педагогического совета к итоговой аттестации были допущены 29 человек, один выпускник был не допущены из-за неудовлетворительных оценок по итогам 9 класса ( по 3 предметам неудовлетворительные оценки)В 2022 году в государственной итоговой аттестации (далее ГИА-9) за курс основного общего образования (далее ООО) приняли участие 29 выпускников 9-А класса с обязательной сдачей экзаменов по русскому языку и математике и два предмета по выбору (результаты которых влияли на получение аттестата). Все выпускники 9-А класса государственную итоговую аттестацию проходили в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Среди учебных предметов по выбору для сдачи ОГЭ выпускники 9-А класса отдали наибольшее предпочтение следующим:обществознание – 23 чел.информатика и ИКТ– 15 чел.география – 10 чел. биология5 чел.физика – 2 чел.Иностранный язык (английский)-2 чел.химия1 чел.А также в 2022 году ГИА-9 за курс ООО приняли участие 64 выпускника 9 «Б»,В»,Г»,Д» классов с обязательной сдачей экзаменов по русскому языку и математике в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ)В основные сроки русский язык успешно сдали все обучающиеся 9 классов, по математике 10 обучающихся сдавали ОГЭ повторно (2 получили «неуд.») и 2 обучающейся сдавали повторно экзамены в форме ГВЭ (в связи с состоянием здоровья).Результаты ГИА выпускников 9-А классапо обязательным предметам, результаты которых влияют на получение аттестата об основном общем образовании (в сравнении за два учебных года)Результаты экзаменационной работы по русскому языку в форме ОГЭ выпускниковобщеобразовательных 9-х классовРезультаты экзаменационной работы по математике в форме ОГЭ выпускниковобщеобразовательных 9-х классовРезультаты сдачи ОГЭ предметов по выбору в 2022 году Результаты экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ выпускниковобщеобразовательных 9-х классовРезультаты экзаменационной работы по математике в форме ГВЭ выпускниковобщеобразовательных 9-х классовАнализ статистики проводится только по двум обязательным предметам: математике и русскому языку, так как обучающиеся 9-х классов в 2021 году сдавали экзамены только по основным предметам – русскому языку и математике, чтобы получить аттестат. По одному предмету по выбору проводилась внутренняя контрольная работа. Участники ГИА с ОВЗ и инвалидностью могли сдать экзамен только по одному предмету по своему желанию.Как видно из таблицы, результаты ГИА-9 в 2022 году по русскому языку ОГЭ и ГВЭ и математике ГВЭ значительно выше результатов прошлого года. Что не скажешь про результаты экзамена в форме ОГЭ по математике. Качественный состав экзаменуемых 9х классов улучшился в показателях, но в количественном составе-ухудшился. Если в 2021 году обучающиеся успешно выдержали итоговую аттестацию ОГЭ (ГВЭ) и получили соответствующий документ об образовании 100%, то в 2022 году ОГЭ преодолели всего лишь 95,7 %. Количество выпускников, получивших аттестат особого образца (аттестат с отличием) снизилось: в 2021 году получили аттестат с отличием трое обучающихся, в 2022-одна обучающееся. II Результаты государственной итоговой аттестацииза курс среднего общего образованияЭкзамены в 11-А классе 14 выпускников сдавали в форме единого государственного экзамена, 1 отказался от экзаменов ГИА-11 (по семейным обстоятельствам). Из 14-ти выпускников участвовали в ЕГЭ (предметы по выбору):
  • по одному предмету – 6 чел.
  • по двум предметам – 1 чел.
  • Не выбрали ни один предмет (кроме обязательных) -7 чел.
  • Результаты ГИА по математике базовый уровень(в сравнении за два года)Результаты отображены в таблице в сравнении с прошлым учебным годом (в 2020 году выпускников не было). Выпускникам 2022 г. было предоставлено право выбора при сдаче экзамена по математике: математика базовый уровень (для тех выпускников, кому при поступлении данный предмет не нужен), математика профильный уровень (для тех выпускников, кому данный предмет необходим для поступления). ЕГЭ по русскому языку сдавали все.Математику профильный уровень выбрали 7 человек, 3е из них набрали баллы выше минимальной границы в основной период, 3е пересдавали повторно математику профильного уровня в резервные дни и 1 чел, по заявлению, сменил математику профильного уровня на базовый и успешно преодолел минимальный порог. Наиболее высокий балл по данному предмету только у одного выпускника – 70.Математику базовый уровень сдавали 7 человек, и все успешно прошли минимальный порог, который определялся по 5-ти бальной системе. По второму обязательному предмету – русскому языку выпускники 11-А класса показали результаты ниже по сравнению с прошлым годом: 90-100 баллов не набрали никто, наиболее высокий балл по данному предмету только у одного выпускника – 78. Как видно из таблицы, наиболее значимыми предметами необходимыми для выпускников при поступлении в высшие учебные заведения остаются такие как математика, обществознание. В 2022 году ни один обучающийся не выбрал для сдачи экзамен по географии, химии, биологии, истории, иностранному языку, литературе. 50% выпускников вообще отказались от ЕГЭ по предметам по выбору. Это говорит о том, что дальнейшее обучение в ВУЗ не является приоритетом.Согласно анализам результатов ЕГЭ по предметам по выбору в 2022 году в сравнении с 2021 годом по школе повысился средний балл по обществознанию на 5,9 % и по информатике на 13,9%. Снизился средний балл по физике Выпускников, получивших по результатам ЕГЭ по предметам по выбору высокие баллы -нет. Исходя из анализа данных можно сделать следующие выводы: качество знаний на критическом уровне по предметам – математика (профиль), информатика, химия, физика: на достаточном уровне русский язык, обществознание.  Таким образом, цель государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования поставленная на 2021-2022 год достижение положительной динамики результатов ГИА по ООП ООО, СОО в 2021-2022 учебном году на основе продуктивного (качественного) подхода в обучении достигнута не была, в силу следующих причин: 1. Низкий уровень мотивации выпускников на достижение результатов по итогам ОГЭ, ЕГЭ завышенные представления о действительном уровни знаний у самих выпускников. 2. Недостаточная информационная работа с родителями (законными представителя) выпускников, отсутствие постоянного контроля за подготовкой по предметам ОГЭ, ЕГЭ. 3. Недостаточная работа педагогов-предметников с одаренными учащимися, в связи с большим количеством слабоуспевающих выпускников. 4. Отсутствие работы педагогов-предметников с одаренными учащимися, с целью их во влечения в олимпиады, конкурсы, викторины. 5. Не в полной мере использованные резервы в работе с обучающимися «группы риска». 6. Низкая стрессоустойчивость выпускников, гипертрофированная уверенность в собственных силах или же необоснованные сомнения в собственных силах выпускников, перекладывание родителями ответственности за результат ОГЭ, ЕГЭ и будущее на детей. 7. Высокий уровень семей выпускников 9-х классов, имеющих низкий социальный статус, неполных семей, отсюда низкая мотивация учащихся, недостаточный контроль за успеваемостью и посещаемостью как урочных, так и внеурочных занятий выпускникам.8. Количество преодолевших порог успешности с трудом (повторная сдача), а также тех, кто не смог преодолеть минимальный порог повторно - это подтверждает случайность выбора предметов для сдачи ОГЭ, ЕГЭ выпускниками, уверенность в своих способностях, которые подводят без соответствующей подготовки.По результатам ГИА выпускников 11-А класса   выдано 13 аттестатов о среднем общем образовании. По результатам ГИА 9-х классов из 93-х выпускников аттестаты за курс основного общего образования получили 92 человека. Четырем участникам ОГЭ и двум участникам ЕГЭ в основной и резервные сроки предоставлялось право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам в дополнительный период, но не ранее 1 сентября текущего года в сроки и формах, устанавливаемых порядком. Один выпускник 9го класса оставлен на повторный курс обучения.Итак, с целью дальнейшего повышения уровня и качества обученности по результатам государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11классов рекомендации:1. Руководителям ШМО:
  • провести практические семинары и тематические заседания по анализу результатов ГИА за 2022 год и разработке моделей КИМ;
  • направить на внеочередную курсовую подготовку по вопросам подготовки обучающихся 11-х классов к ГИА педагогов, по предметам которых наблюдается низкий средний балл по результатам ЕГЭ: математика (профиль), информатика, химия, физика.
  • 2. Учителям русского языка:
  • определить на 2022-2023 учебный год основные направления в работе с учащимися выпускных классов по устранению типичных ошибок допущенных выпускниками в экзаменационных работах увеличить на уроках количество работ, направленных на развитие речи и отработку речевых ошибок.
  • 3. Учителям математики:
  • определить на 2022-2023 учебный год основные направления в работе с учащимися выпускных классов по устранению типичных ошибок допущенных выпускниками в экзаменационных работах - увеличить на уроках количество работ, направленных на практическую деятельность.
  • 4. Учителям-предметникам:
  • скорректировать рабочие программы по предметам, чтобы усилить изучение тем, по которым выпускники нынешнего года показали низкие результаты;
  • разработать комплекс мер для повышения мотивации учеников к подготовке к ЕГЭ по предметам по выбору;
  • своевременно составлять индивидуальный образовательный маршрут для учеников группы риска.
  • Учителям-предметникам  необходимо активизировать работу с обучающимися с низкой мотивацией к учебе, учитывая низкий социальный уровень семей отдельных обучающихся школы. Также необходимо продолжить работу по организации индивидуально-групповых консультаций с обучающимися как группы «риска», так и мотивированными на высокие результаты, отрабатывать механизм проведения ГИА, выполнение тестовых заданий, отрабатывать навыки самостоятельной деятельности, формировать положительную учебную мотивацию и психологическую готовность обучающихся ГИА6. Заместителю директора по УВР включить в план внутришкольного контроля на 2022/23 учебный год контроль:
  • за успеваемостью учеников, претендующих на получение медали «За особые успехи в учении»;
  • за качеством преподавания предметов с низким средним баллом по результатам ЕГЭ: математика (профиль), информатика, химия, физика
  • за проведением тренировочных работ в форме ЕГЭ по учебным предметам, которые выходят на ГИА, с последующим анализом ошибок.
  • Задачи для достижения положительной динамики результатов ГИА по ООП ООО, СОО в 2022-2023 учебном:1. Повышение качества, доступности и гибкости образования за счёт внедрения инновационных технологий и информационных технологий.2. Формирование информационной культуры участников образовательного процесса.3. Повышение эффективности образовательного процесса и управления.Основными направлениями работы определены следующие:
  • Работа школьных методических объединений.
  • Деятельность методического совета.
  • Повышение квалификации учителей и их самообразование.
  • Организация и проведение семинаров, конференций, предметных недель.
  • Обобщение передового педагогического опыта.
  • Развитие познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности учащихся.
  • Введение ФГОС III в ООО школе и подготовка к введению ФГОС в СОО.