Публикации Формирование личности ребенка в трудовой деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование личности ребенка в трудовой деятельности
Автор: Раевская Наталья Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 56»Консультация для педагогов ДОУ«Формирование личности ребенка в трудовой деятельности»старший воспитатель дошкольных групп Н.А. РаевскаяТрудовая деятельность - важное средство развития личности ребенка-дошкольника:- становление самостоятельности;- осознание ценности труда;- определение своих возможностей в интересном и посильном виде деятельности.Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника.Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей. Оптимальным периодом для самовоспитания является старший дошкольный возраст, когда у детей своего рода "расположенность к самовоспитанию". В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов: "Кем быть?", "Куда пойти?" и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитаниюТруд ребенка-дошкольника специфичен:1. Дошкольник не может производить общественно значимых материальных ценностей2. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой3. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, которые помогают ребенку становиться независимым от взрослого, быть самостоятельным4. Труд ребенка не имеет постоянного материального вознаграждения5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер6. Строится на принципе добровольности участия ребенка, исключает принудительность.7. Несмотря на наличие в детском труде всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития.Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Например, убирая листья с участка, ребенок «превращает» носилки в грузовую машину. Поскольку на разных ступенях дошкольного возраста взаимосвязь труда с игрой проявляется не одинаково, педагогические воздействия должны быть разными.Ребенок планирует лишь процесс выполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить), намечает лишь основные этапы работы, но не способы ее выполнения, дети не контролируют и не оценивают свою работу, словесное планирование отстает от практическогоСтруктурные компоненты трудовой деятельности дошкольников по возрастамСамостоятельность:К пяти годам жизни дети действуют целенаправленно в отличие от младших дошкольников.В процессе привлечения к труду дети пятого года жизни проявляют большую самостоятельность, хотя она имеет исполнительский характер.Самостоятельность приобретает новую качественную характеристику -творческий характер.Ребенок может начать трудиться по собственному побуждению и проявлять творчество и инициативу в процессе труда в доступных его видах. Ребенок становится субъектом трудовой деятельности (овладевает позицией субъекта труда). В ходе трудового воспитания дети дошкольного возраста должны:1. Овладеть умениями, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.2. Иметь в процессе деятельности навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.3. Научиться в процессе работы проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.4. Иметь представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу.Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течении года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.В детском саду должны быть созданы максимальные условия для поддержания интереса детей к ручному труду, что способствует воспитанию настойчивости, аккуратности, бережливости, умения работать в коллективе.