Публикации Роль концертмейстера в психологической подготовке юного исполнителя к выступлению в конкурсе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль концертмейстера в психологической подготовке юного исполнителя к выступлению в конкурсе
Автор: Марукян Цогик Казаровна

«Роль концертмейстера в психологической подготовке юного исполнителя к выступлению в конкурсе» Работу выполнила: Марукян Цогик Казаровна Концертмейстер Артем 2022 Успешность публичного выступления ученика зависит не только от качества его работы над произведениями, но и от его психологической подготовки к общению со слушателями. Ведь мало технически подготовиться к произведению, которое будет исполняться на конкурсе, разобрать все его нюансы и наработать навык исполнительского мастерства, надо настроить юного конкурсанта на то, чтобы он правильно поборол свой страх перед выступлением, адекватно продемонстрировав при этому все свои лучшие музыкальные и личностные качества, чтобы он не сорвался от того, что кто-то чихнул в зале или что члены комиссии разговаривают между собой, чтобы на протяжении всего выступления помнил о художественном образе, музыкальности, и стремился донести основную идею произведения до слушателей, максимально используя все средства музыкальной выразительности, которые ему доступны. Волнение, которое сопровождает любое выступление – будь то концертное или конкурсное, когда необходимо выходить на сцену – в той или иной мере испытывают все. Это волнение связано с ситуативной тревожностью, которая является обычным спутником любой деятельности, которая происходит в непривычных, новых условиях, которыми и является выступление на конкурсе. Важно помочь будущему конкурсанту адекватно пережить эту ситуативную тревожность, сделав так, чтобы она не стала устойчивым личностным качеством, не переросла в личностную тревожность, которая потом может обуславливать большую степень волнения, нервозности при исполнении музыкального произведения на сцене. Если не работать над этим, то личностная тревожность потом может провоцировать панические атаки, которыми будет сопровождаться каждое выступление, при этом вряд ли возможно эффективное выступление юного музыканта даже при условии совершенства его игры на скрипке.Если такое поведение будет закрепляться отрицательными эмоциями, то юный музыкант, даже при наличии отличных музыкальных способностей может бросить занятия музыкой, испытывая неудачу за неудачей при выступлении. Однако, концертмейстер может помочь юному музыканту справиться со сценическим волнением. В образовательном процессе участвуют три субъекта – педагог, ребёнок и родители. Каждый из субъектов вносит свою долю в развитии личностной тревожности у юного исполнителя. Родители своим поведением и родительскими ожиданиями могут формировать у ребенка страх перед наказанием или разочарованием. Несовершенство техники может формировать у ребёнка неуверенность в себе, своих музыкальных способностях, заниженную самооценку. Педагог может предъявлять повышенные требования к юному исполнителю, неадекватно оценив его музыкальные способности, работоспособность, уровень технического мастерства при подборе репертуара на конкурсное выступление. При этом когда у юного музыканта что-то не получается. Педагог невольно огорчается или раздражается, что так же ведёт к формированию у ребёнка страха перед тем, что педагог будет его ругать или страх разочаровать педагога своей неумелой игрой.Так же стоит заметить, что личностная тревожность и уровень сценического волнения коррелирует с возрастом юных конкурсантов. Психологи отмечают, что с возрастом тревожность у детей повышается, если юные музыканты младшего возраста с удовольствием играют на сцене при посторонних, то в подростковом возрасте, переживая возрастной кризис переходного периода, у них появляется страх перед публичными выступлениями. Личностная тревожность у юного исполнителя возникает тогда, когда вступают в конфликт желание отлично выступить на конкурсе и завоевать призовое место (уровень личностных притязаний) и переживание по поводу неуспеха в достижении этой цели (осознание своего технического несовершенства и низкого уровня исполнительского мастерства). Получается, что личностную тревожность в этом случае вызывает переживание по поводу переживания и именно в этом моменте концертмейстер может придти на помощь юному музыканту, внушив ему во-первых, осознание того, что отличная техника и отлично пройденный репетиционный этап – один из залогов успеха на конкурсе, во-вторых, наметив план репетиций, который будет показывать юному музыканту как он совершенствуется в своём исполнительском мастерстве изо дня в день от репетиции к репетиции. При этом у будущего конкурсанта будет расти уверенность в себе, в своих силах, что будет значительно снижать личностную тревожность и риск появления паники перед выступлением или во время него. Чем выше осознание юного музыканта своих музыкальных способностей и исполнительских навыков, тем сильнее его уверенность в себе, тем выше возможность успешного выступления в конкурсе, самореализации себя в музыкально-исполнительской деятельности, тем ниже будет его тревожность. Неуверенность побеждается путём формирования у юного конкурсанта умения концентрироваться на музыкальном произведении, его нюансах и технических трудностях. Психологи отмечают, что наши мыслительные процессы устроены так, что невозможно концентрироваться на двух действиях сразу – если концентрация идёт на то, чтобы как можно лучше поставить пальцы на струны, как можно удобно взять смычок в руку и с нужным нажатием опустить его на струны, то страху и переживаниям уже не остаётся места в этой деятельности. Единственный путь повышения уверенности в себе в юном исполнителе – искренняя увлечённость творческими, художественными задачами, стремление к воплощению исполнительского замысла композитора, погружение в произведение, «забыть» про слушателей.Кроме того, уверенность юного исполнителя многократно возрастает при хорошо выученном произведении, многократной его отработке во время репетиций, знании всех его трудных мест и в сформированном навыке преодоления всех этих музыкальных трудностей во время конкурсного выступления. Высокий уровень личностной тревожности может привести к внутренней несвободе юного конкурсанта на сцене – к психологической и мышечной зажатости, забыванию текста музыкального произведения, мышечном треморе и пр. Необходимо для этого снизить по возможности страх перед неудачей, создав ситуацию успеха. Концертмейстер должен внушить ученику, что юный музыкант выходит на сцену не один, а с более опытным музыкантом, который всегда придёт к нему на помощь. Это многократно увеличивает у будущего конкурсанта уверенность в том, что в трудной ситуации концертмейстер его поддержит. На сцене при исполнении музыкального произведения, когда на ученика надвигается сценическое волнение или паническая атака, слова старшего товарища могут уже не подействовать, и единственное средство которое остаётся при этом у концертмейстера – само музыкальное произведение, его художественная выразительность и тот духовно-нравственный посыл, который заложен в нём. Концертмейстер может при этом, умело использовав выразительную игру, повысить тонус исполнения, который передаётся юному исполнителю, и помогают ему обрести уверенность в себе, убрать психологическую и мышечную зажатость и свободно исполнить музыкальное произведение на конкурсе.При этом успех нужно не только создавать, но и закреплять. Нужно чаще давать возможность юным музыкантам демонстрировать свои умения, свои достижения. Для этого следует использовать любую возможность исполнять выученные произведения в детских садах, школах, на родительских собраниях, тематических концертах, не говоря уже об аттестационных мероприятиях. Участие в конкурсах лучший учитель. Личностная тревожность может сформироваться у ребёнка и из-за того, что не он сам, а родители ждут от юного музыканта только победы на конкурсе, уверены в его музыкальных способностях, поддерживают его в его занятиях музыкой (или наоборот – предъявляют к ребёнку завышенные требования и ожидания). Тогда у ребёнка возникает конфликт между родительскими ожиданиями его победы на конкурсе и осознанием того, что в случае неуспеха он огорчит их (если родители поддерживают его в творчестве и он хочет победой на конкурсе «вознаградить» и их) или они будут ругать его (если родители посредством успеха ребёнка решают свои личностные проблемы в самореализации и повышении самооценки за счёт его выигрыша и тогда ребёнка в случае его неуспеха ждёт домашний скандал). Тогда у ребёнка возникает страх перед неуспехом, страх перед тем, что он может своим неуспешным или провальным выступлением, или даже вторым местом вместо первого разочаровать и огорчить родителей. Роль концертмейстера в этом случае сводится к тому, чтобы выявить истинную причину тревожности и страха перед неудачей на конкурсе и проработать его – проведя консультацию с родителями ребёнка (если они предъявляют завышенные требования к его выступлению и ждут от него только победы на конкурсе), и формируя у ребёнка уверенность в своих силах при работе над музыкальном произведением, закрепляя его исполнительские навыки и формируя уверенность в том, что важна не сама по себе победа, а уверенное и качественное исполнение произведение, а победа – это результат длительной и трудной ежедневной работы над музыкальной пьесой.Личностная тревожность у юного конкурсанта может возникнуть и потому, что его педагог переоценил его музыкальные способности и уровень технического мастерства и дал ему для разучивания к конкурсу слишком технически трудную (или художественно сложную) для юного исполнителя пьесу. В этом случае в противоречие вступает желание юного музыканта исполнить музыкальное произведение на высоким техническом и художественном уровне и невозможность сделать это в силу низкого технического уровня исполнения.Роль концертмейстера при этом состоит в том, чтобы проконсультироваться с педагогом в плане смены конкурсного репертуара либо в дополнительных репетициях с юным музыкантом с целью его технического совершенствования и формирования у него уверенности в том, что он справится с техническими и художественными трудностями данного музыкального произведения.Таким образом, концертмейстер может намного снизить личностную тревожность у юного музыканта, готовя его к конкурсному выступлению, проведя необходимую профилактическую работу с его родителями, с педагогом и с самим ребёнком. Он должен во-первых, настроить родителей на то, чтобы они предъявляли разумные и адекватные требования к юному исполнителю, во-вторых, педагога на то, чтобы тот создавал ситуацию успеха для ребёнка, выбрав для него наиболее подходящее музыкальное произведение, способное показать все положительные качества юного музыканта и основываясь на реальном уровне владения исполнительской техникой и умением пользоваться художественными средствами выражения, в-третьих, репетируя с ребёнком он должен создавать ему ситуацию успеха и уверенности в том, что он справится со всеми техническими и художественными трудностями при исполнении конкурсного произведения при условии ежедневной тренировки и выполнения репетиционного этапа подготовки к конкурсу.Поэтому надежность концертмейстера, уверенность в нем ученика, слаженность и выраженность ансамбля с ним – важный фактор в успешном конкурсном выступлении. Умение чувствовать настроение юного исполнителя, в трудный момент поддержать его словом и советом, помогают снизить тревожность ученика и повысить вероятность хорошего выступления на конкурсе.Успешное выступление на конкурсе возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесса (ученик, родители, педагог) отдают себе отчёт в целях этого участия, создают благоприятные условия для достижения этой цели, адекватно оценивая полученный результат.Список использованной литературы:1. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009. - № 12. Харламов И.Ф. Педагогика; / Учеб.пособие – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512с.. 3. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. — М.: Музыка, 1996. — стр. 207.