Публикации Конспект по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР
Автор: Максимова Елена Леонтьевна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звук [ш]. Буква Ш»Тема " Звук [ш]. Буква ШЦель: закреплять правильное произношение звука [ш].Задачи:Образовательные: упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (в начале, в середине, в конце). Познакомить с буквой Ш.Коррекционно- развивающие: развивать слуховое внимание, развивать фонематический слух, память, речь. Развивать мелкую и крупную моторику.Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.Оборудование: Демонстрационный: картинки, буква Ш. Раздаточный: Буква Ш, счётные палочки. ФасольХод занятия1. Организационный момент- Придумано кем-тоПросто и мудроПри встрече здороваться.Доброе утро!-Я хочу пожелать, чтобы сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового2. Введение в тему занятия- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).Мы не можем звук увидеть,И не можем в руки взять.Звук мы можем только слышать,А еще его сказать.- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Препятствия в виде губ, языка, зубов). Согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.3. Основная часть- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. А какой это будет звук, вы попробуете сказать мне сами.(дефектолог читает стихотворение два раза. Выделяя голосом [ш])Индюшка индюшонкуСшила капюшон.Как в этом капюшонеИндюшонок был смешон-Какой звук мы слышим в каждой строчке? (звук ш).Характеристика звука ШЧто делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?– Верно, они круглые как бублик.– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.– Воздух теплый.– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.-Если воздух встречает преграду, значит это какой звук? Гласный или согласный? (согласный). А согласные у нас бывают звонкие и глухие. Как нам проверить звонкий это звук или глухой? (приложить руку на горлышко).– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.– Дрожит наше горлышко, когда произносим звук [ш]? (нет). Значит это какой звук: звонкий или глухой? (глухой).– Звук [ш] согласный, и глухой звук [ш].– А звук [ш] твердый или мягкий? (твердый).– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.«Найди в слове звук [ш]».-Ребята, посмотрите на картинку. Что нарисовано на картинке? (дети перечисляют всё, что нарисовано). А сейчас мы с вами будем искать в словах наш новый звук [ш].Знакомство с буквой Ш– Ребята, звук [ш] обозначается вот такой буквой Ш (демонстрация). А на что похожа буква Ш? (на забор похожа).- Найдите у себя эту букву и положите перед собой. Из чего состоит буква? (из палочек). Сколько палочек? (четыре палочки).- Три палочки коротких смотрят вверх и одна палочка длинная «лежит».(Дефектолог показывает детям, как пишем букву Ш. Затем все вместе рисуем букву Ш в воздухе проговаривая все действия).Выкладывание буквы Ш из палочек.- Давайте выложим на парте букву Ш, из палочек (дети выкладывают из палочек букву Ш).-А теперь выложим букву Ш из фасоли (дети выкладывают букву из фасоли).Физкультминутка-Ребята, сейчас я буду произносить звуки. Если произнесу согласный твёрдый звук, вы будете громко топать. Если произнесу согласный мягкий звук, вы будете хлопать. А если гласный звук произнесу, вы будете прыгать.Игра «Кто внимательнее»Дефектолог произносит звуки. Услышав звук ш, дети должны хлопнуть в ладоши.Работа в тетрадиЗакрашиваем букву Ш синим цветом. Прописываем букву Ш по точкам. (Дефектолог индивидуально каждому показывает, как пишем букву Ш).Итог занятия:С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?