Публикации
Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре
Автор: Лебедикова Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре
Автор: Лебедикова Елена Александровна
«Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре».Формирование у детей самостоятельности и инициативы в таких видах деятельности как познавательная, художественно - эстетическая, нам понятны, формирование у детей самостоятельности и инициативы в процессе образовательной деятельности по физической культуре представляется для многих педагогов затруднительным.Какими способами можно поддержать детскую инициативу?Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам; Выбор ребенком сотоварищей; Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно. Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие. Какими способами можно поддержать детскую инициативу на занятиях?Развитию инициативы детей дошкольного возраста на занятиях очень способствуют подвижные игры. Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для фантазий.Они будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру – со взрослым или с другими детьми.Скучным просто объявлять в конце занятия название игры. Я делаю начало игры захватывающим, будоражащим веселые мысли:для детей младшего возраста предлагаю найти заранее спрятанную маску – шапочку и когда дети ее находят, например, шапочку кота, называют возможные игры с этим персонажем и выбирают игру; если рассказать короткий стих про любого персонажа, который потерялся. Ребята находят игрушку и играют с этим персонажем; старшим детям предлагаю попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи, атрибуты. В игре дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать и т.д. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе.На каждом физкультурном занятии нахожу место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации.Например, даю такие задания:представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги; подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики; посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках. Во время общеразвивающих упражнений дети могут проявлять инициативу в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики.Во время общеразвивающих упражнений применяю такой прием: называю знакомое упражнение, даю детям возможность вспомнить его и затем показать его другим. Ещё ребятам нравится, когда им предлагаю самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть). Порой дети удивляют и даже поражают своей выдумкой, находчивостью.Для того чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже в младших группах надо предлагать во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно.Также можно прибегнуть к таким приемам:придумывание названия комплексу; выбор музыки из предложенной; выбор предмета для выполнения комплекса. Как правило, усвоенные двигательные умения и навыки дети могут воспроизвести по своей инициативе в свободной игровой деятельности, например, на прогулке или дома.Развитие детской самостоятельности осуществляется через:1. Поручения детям-дежурным.Развивать самостоятельность можно в подготовке спортивного инвентаря к занятиям. Так называемое дежурство. Уже со средней группы привлекаю детей к подбору и размещению оборудования: например, отобрать в корзину мячики определенного цвета для катания друг другу, расставить инвентарь для ползания.А старшие дошкольники уже расставляют спортивный инвентарь по более сложной инструкции взрослого. Например, расставить инвентарь на определенном расстоянии, для перешагивания, а также отсчитать предметы в необходимом количестве или расставить спортивное оборудование по схеме.2. Во время выполнения основные виды движений.В основной части занятия заинтересовываю детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием.Например:кто дальше бросит мешочек через голову назад; кто устоит на одой ноге после кружения с закрытыми глазами; попадите в катящийся обруч мячом; доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками; выберите любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее. Сразу после занятия подвожу с детьми итог. Нужно выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами.3. Карточки-схемыРабота с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.Проявлять самостоятельность дети могу на закрепляющих или итоговых занятиях, так как для этого у них должны быть сформированы двигательные умения и навыки, которые они получают на обучающих занятиях. Можно использовать карты-схемы на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как прием в сюжетных, игровых занятиях, соревнованиях.Для средних групп использую следующий способ: беговую дорожку вокруг здания детского сада или в зале; разделяю на несколько этапов. На каждом этапе дорожки нужно поставить картинки-подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения. Например: на этапе ходьба на носках - показана лиса, на этапе прыжки - заяц, на этапе бег – лошадка.Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять.Для старших групп использую карточки-схемы после проведения типовой зарядки для развития физических качеств.Ребёнок выбирает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий. Например: ходьба по гимнастическому бревну; лазание по гимнастической лестнице; приседания; прыжки в длину, и самостоятельно выполняют упражнения.На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками или цифрой. Темп указывается цветом: красный – быстро; синий – в среднем темпе; зелёный – медленно.Конечно, чтобы дети могли свободно пользоваться такими схемами, проводится предварительная работа.Через определенное время, по сигналу инструктора дети договариваются и меняются карточками-схемами. За одно занятия дети успевают выполнить 3 - 4 упражнения.Инструктор находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке.При помощи карточек дети старшего возраста могут провести общеразвивающие упражнения на занятиях самостоятельно. Эти карточки в определённой последовательности располагаются на доске и на протяжении всей недели находятся на видном месте.Направляю выбор детей для создания необходимых предметно – пространственных условий и обсуждаю с детьми планы на предстоящую деятельность. С этой целью пространство физкультурного зала делится на несколько секторов: сектор метания, сектор прыжков, сектор бега, сектор лазания и т. д., наличие которых может зависеть от поставленных образовательных задач. Каждый сектор спортивного зала представляет собой определенный пункт, где можно остановиться.Детям предлагаю самостоятельно выбрать любой сектор и выполнить те или иные движения с физкультурными пособиями: закрепить уже полученные ранее навыки, научиться новым движениям или освоить новые спортивные атрибуты.Несмотря на такое явное программирующее предложение взрослого, у детей есть право выбора — сектора, атрибутов, партнеров по деятельности, но и вместе с тем, есть право отказаться от предложенной инструктором деятельности и выбрать нечто иное.Основная задача взрослого в этой ситуации — показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно так же важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый.Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности и ее осуществлении, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом.Для поддержания интереса к выполнению заданий моделирую игровые проблемные ситуаций, например, для упражнения ходьбы по наклонной доске называется «Подъем в гору», спрыгивание со скамейки «Спасение утопающих». Моя задача как педагога - поддержать детей, помочь им осмыслить свои действия, научиться рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.При проведении подвижной игры также можно использовать карточки – схемы с уже знакомыми детям подвижными играми. Дети договариваются друг с другом и самостоятельно выбирают игру.Проводя рефлексию в процессе беседы с детьми можно выяснить, какие движения были для них более сложные, а какие легкие в выполнении и где бы они их потом применили.Подводя итог можно сказать, что такие черты личности ребёнка как самостоятельность, инициатива необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста. Поэтому очень важно создавать в детском саду условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.Слова педагога Шалвы Амонашвили как нельзя лучше свидетельствуют об этом:«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».Заключительную часть занятия можно провести в форме игр-упражнений в виде дыхательной гимнастики; релаксационных, расслабляющих упражнений («На солнечной полянке», «Полет к звездам» и др.).В последние годы набирают огромную популярность игровые квесты. Основная идея квеста идеально вписывается в сценарий дошкольного образования, потому как способствует успешной реализации основных принципов ФГОС ДО, а именно квест развивает детскую инициативу, способствует развитию самостоятельности и повышению активности.