Публикации
Занимательная математика
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занимательная математика
Автор: Барцева Бэлигма Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занимательная математика
Автор: Барцева Бэлигма Юрьевна
Социально – значимый проект по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста (2 – 3 года)«Математика для самых маленьких»Пояснительная записка: Социально – значимый проект «Математика для самых маленьких» предназначен для детей группы раннего возраста. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям). Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных действий воспитателя, детей и родителей). Принцип активности (поддержание мотивации и интереса). Принцип психологической комфортности. Проект «Математика для самых маленьких» предназначен для развития элементарных сенсорно – математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесса по формированию элементарных математических представлений.На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.Метод проектов помогает решать эту задачу. Он развивает свободную личность ребёнка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Меня заинтересовал этот метод, т.к. он основан на взаимодействии педагога и ребёнка, цель достигается практической деятельностью: дети учатся сравнивать предметы по различным параметрам, классифицировать предметы по заданному признаку, развивается мелкая и крупная моторика пальцев рук, обогащается активный и пассивный словарь детей.При разработке проекта я опиралась на знания и опыт детей, на методическую литературу.Для реализации проекта использовала следующие средства: занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, заучивание стихов и потешек, рассматривание альбомов и книг с иллюстрациями по теме проекта, просмотр мультфильмов, изготовление поделок. Актуальность: данной работы заключается в том, что ведущим видом деятельности в дошкольном, а тем более в раннем дошкольном возрасте, является игра. Поэтому элементарные занятия по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста можно объединить в систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, не замечая, что идет обучение. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности, и в то же время решаются основные задачи ООП ДО и стандарта ДО.Кроме того, актуальность данной работы объясняется и тем, что не все дети уже в раннем возрасте развиваются одинаково и наша задача обеспечить продвижение ребенка в развитии своим темпом, в соответствии с зоной ближайшего развития. Поэтому в системе сенсорно – математических игр можно определить задания, которые дети могут решать самостоятельно, и такие задания, которые требуют смекалки, догадки, наблюдательности. А в итоге без перегрузки все дети освоят необходимый для его продвижения минимум, но при этом не будет тормозиться развитие более способных детей и будет обеспечен вариативный подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, и прослеживающийся в стандарте дошкольного образования.Вид проекта: Социально – значимый, среднесрочный, групповой.Длительность проекта: октябрь- январь 2022Социальная значимость проекта: Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями через игру задача взрослых (родителей и педагогов). Значимость данной работы объясняется и тем, что не все дети уже в раннем возрасте развиваются одинаково и наша задача обеспечить продвижение ребенка в развитии своим темпом, в соответствии с зоной ближайшего развития.Цель проекта: Формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у детей группы раннего дошкольного возраста. Объединить усилия семьи и детского сада для сенсорно – математического воспитания детейФормирование и развитие сенсорно – математических эталонов у детей группы раннего дошкольного возраста. Объединить усилия семьи и детского сада для сенсорно – математического воспитания детей.Задачи проекта: Обучающие:– учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических фигур;– формировать у детей зрительные способы обследования предметов;– учить детей различать цвета и правильно их называть;– учить различать предметы по форме и правильно их называть (круг, квадрат);– учить различать предметы по величине (большой – маленький);– учить группировать предметы, сравнивать и обобщать.Развивающие:– развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания, воображения у детей;– обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова «цвет», «такой же», «большой», «маленький» и т.д.;– содействовать развитию сенсорной сферы детей посредством игровых технологий;– развивать наблюдательность, любознательность, желание получать новые знания.Воспитательные:– воспитывать бережное отношение к игрушкам;– воспитывать усидчивость;– воспитывать интерес к познавательной деятельности;– привлекать внимание родителей к сенсорно – математическому воспитанию детей;Ожидаемые результаты:- дети умеют группировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, величина);- различают и называют основные цвета (в соответствии с возрастом);- различают и правильно называют предметы по форме;- различают и правильно называют предметы по величине.Сводная работа в пространстве группы даёт детям возможность проявить самостоятельность. Дети смело знакомятся с новыми предметами, осваивают их. Ребёнок не является слушателем, пассивно воспринимая объяснения педагога, а напротив, активно приобретает знания, умения и навыки самостоятельной работы, учится исследовать окружающий мир.Обеспечение проекта: материально – техническое: подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомы, мультфильмы, презентации)Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.Коллективные работы детей, выставки поделок семейного творчества, выставки дидактических игр и пособий, изготовленных родителямиЭтапы проекта:1 этап – подготовительный (3.10.2020 – 23.10.2020):выбор темы, постановка целей и задач; написание плана проектной деятельности; изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Обруч», «Дошкольное образование» по сенсорно – математическому воспитанию детей раннего возраста; информация интернет – ресурсов; подборка литературы для детей по данной теме; подборка аудио и видеозаписей; изготовление наглядного материала; привлечение родителей к изготовлению дидактических игр. 2 этап – основной (23.10.2022– 23.11.2022):беседы; прослушивание и заучивание стихов «Часики», «Мышки», «Тучка»; чтение художественной литературы А.Барто «Мяч»; С.Я.Маршак «Сборник произведений»; И.Токмакова «Ходит солнышко по кругу», «Поиграем?»; Г.Сташевская «Цвет, величина, форма», РНС «Колобок», «Теремок», «Три медведя»; просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. треугольник»; рассматривание иллюстраций в книге Е. С. Чайка «Первая книга малыша», М. Дружинина «Про всё на свете»; С. В. Батяева, Е. В. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких»; дидактические игры; работа с родителями. Работа с родителями:консультация «Сенсорное воспитание детей 2 – 3 лет»; консультация «Значение сенсорного развития в раннем детстве»; консультация «Сенсорное развитие – основа интеллектуального развития детей 2 – 3 лет»; семинар – практикум «Сенсорные игры для детей 2 – 3 лет»; оформление выставки семейного творчества; привлечение родителей к изготовлению дидактических игр; привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации: художественная литература, мультфильмы. 3 этап – заключительный (11.01.2022 – 29.11.2021):презентация опыта для сотрудников детского сада; оформление проектной деятельности; подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности; оформление фотоальбома «Занимательная математика». Формы и методы работы Методы: наглядный, словесный, наглядно – практический.Все малыши любознательны, задают взрослым очень много вопросов, им все интересно, тянутся ко всему новому, необычному.Чтобы занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников стали интересными, творческими, запоминающимися, включаю в образовательную деятельность занимательные игры, головоломки, задачи в стихах, математические сказки. Тогда дети будут непринужденно запоминать числа, порядковый счет, геометрические фигуры, решать простые задачи, ориентироваться в пространстве, уметь конструировать. Занятия для них будут праздником, а не принуждением.Применяя в своей работе игровую методику обучения, я со своими малышами познаю что-то новое, поддерживаю их, радуюсь вместе с ними их успехам. Даже маленький успех вдохновляет ребенка на новые успехи, помогает сделать их деятельность в освоении новых знаний радостной и интересной.Хочу поделиться своим опытом по разработке и использованию геометрического материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с другими коллегами. Надеюсь, что мои наработки им тоже помогут в работе с дошкольниками.Для того, чтобы ребенок мог уверенно ориентироваться в окружающем мире, он должен уметь различать предметы по разным признакам, в том числе и по форме.В дошкольном возрасте важно ввести в словарь детей общепринятые названия тех геометрических фигур, формы которых имеют окружающие предметы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб)Чтобы дети легко запоминали ту или иную фигуру, я зачитываю им следующие стихи о геометрических фигурах:КругПосмотрите-ка вокруг!Пальчиком рисуем круг.Куклы были вместе в ряд,А теперь в кругу сидят.Наше солнышко в окне -Золотой круг в вышине.Круглый мячик здесь лежит,В ручки к вам он поспешит.КвадратУ квадрата стороныМеж собой равны.Ранец мой квадратный.Не веришь? Посмотри.ТреугольникТреугольник - три угла,Посмотрите детвора:Три вершины очень острых -Треугольник – «остроносый».Стороны в нем тоже три:Раз, два, три – ты посмотри.Треугольник мы рисуем,Знать теперь его мы будем.ОвалВот овальный огуречик,Из него и человечекПолучиться может ловко:Ручки, ножки и головка.Наш овал нам сделать просто:Круг растянем – больше роста.Нет углов и нет сторон,Очень вытянутый он.(Мажирина Н.)РомбЗмей воздушный не простой!Змей, он в форме ромба!Он взлетает над землёйДаже выше дома.ПрямоугольникКак окно прямоугольник,Аккуратный, словно школьник.Он похож дверь, на книжки,И на ранец у мальчишки.На автобус, на тетрадку,На большую шоколадку.На корыто поросенкаИ на фантик у ребенка.Для своих занятий по ФЭМП я изготовила дидактическую игру, которая поможет легче запомнить основные цвета и геометрические фигуры. К вашему вниманию представляю свою дидактическую игру, очень надеюсь кому - нибудь пригодится для работы.